?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Посмотрел трансляцию хвалимой многими «Аиды» с фестиваля в Зальцбурге (режиссер - фотограф иранского происхождения г-жа Ширин Нешат, декорации Кристиан Шмидт, костюмы – Татьяна ванн Вальсум). Очень сложные ощущения, время от времени переходящие в досаду.
В основе скучной сценографии – темнота и черный круг, на котором вращаются два унылых серых короба из ИКЕА. В них и комната Амнерис и площадь в Фивах и храм Птаха в Мемфисе, и берег Нила. Они, вращаясь, хоть как-то играют светом и тьмой, порой разделяя героев, но скучны донельзя, малофактурны и совершенно неприемлемы к такой опере, как «Аида». Спасает то, что вы видите на сцене, только ювелирная работа светорежиссера (Рейнхард Трауб), очень интересная и тонкая.

О самой Аиде. Я не особенно люблю Анну Нетребко (как её представляет на поклоне диктор «австрийская певица русского происхождения»). Но здесь она чрезвычайно хороша и даже её постоянная насыщенная телесность голоса партию ничуть не портит. Она очень хорошо играет, искренне и эффектно, очень убедительна в мизансценах и в диалогах с отцом и возлюбленным. У нее, единственной, совершенно роскошное решение костюмов – пепельно-лиловых, отличных от всего остального, эффектный , очень африканский головной убор в первых двух актах, великолепный пастельный, с намеком на Нубию, макияж. Почти образцовое, на мой взгляд, решение образа Аиды, которая смотрится очень индивидуально, а не как блеклая версия Амнерис, что часто случается. Единственный минус - верхние ноты крепкие, уверенные, но не искристые, что так важно для Аиды в некоторых сценах.





А вот дальше начинается кошмар. Жрецы – это поголовно восточноевропейские священники в митрах и клобуках, а в финале оперы – в смеси папах и уборах армянского каталикоса в сочетании с огромными белыми бородами библейских пророков и кровавыми плащами. Фараон просто в чем-то блестящем на голове и бесформенной белой робе. Знатные египтяне – в турецких фесках (!), египтянки – в сильно ощипанных европейских платьях с пелеринками 19 века. Жрицы – в усредненном клобуке сестринства какой-нибудь среднеевропейской святой Урсулы. В таком же мрачном и страшном клобуке поет свою молитву великая жрица в храме Птаха. Когда верховный жрец Рамфис выводит Амнерис ночью к храму Исиды, то складывается странное впечатление: вылитый Досифей из «Хованщины» ведет в никуда принцессу Эболи из «Дон-Карлоса», но вовсе не египетскую принцессу. Звучит «в Исиды, тайны все познавшей, храме молиться будешь до утра…», а на сцене – «в монастыре святом, ты, иноземка, челом побейся до заутрени и синяков». Это так никудышно, грустно и пошло…



Амнерис (Екатерина Семенчук), увы, также совершенно не получилась. На ней - костюм европейской королевишны, бархатный, с высоким лифом, неудачного покроя и бьющего в глаза прямого цвета – горчично-желтого, красного или синего. Чуть лучше ситуация в финале, когда на ней появляется белый балахон. Хоть чуть ближе если не к Египту, то хотя бы к какой-то древности или хотя бы элементарному изяществу. Ни уборов, ни каких-то эффектных древних аксессуаров – ничего кроме… европейской же короны в сцене триумфа Радамеса. Исполнение сложное, неровное, с очень наигранными эмоциями и постоянными жуткими гримасами на лице. Она хорошо звучала в первом акте, но почти задыхалась в «Судилище» на противостоянии с хором жрецов в четвертом, совсем не эффектно проклиная жрецов, вообще никак это не отыграла, видимо забыв, и только потом, опомнившись, искривила лицо. Нет ни страсти, ни ненависти, ни горя. Есть пластмассовая имитация чувств с запоздание на два такта. Это, простите, совсем не Амнерис, для которой нужна сильная актриса. Поэтому – неудача, несмотря на красивый тембр голоса и статус примы в Мариинке. Когда она поет обреченному на смерть любимому «нет, ты должен жить!» с лицом подуставшей от жизни субретки, вообще не отыгрывая одну из важнейших фраз этой партии, становится грустно.



Радамес (Франческо Мели) ходит в Египте фараонов в сильно потертой форме заштатного европейского офицера и даже золотой венок его не спасает. Но это, оказывается, еще хорошо. Во второй части оперы на сцену выбегает вьюноша страстный в сапожках да в рубашонке, подпоясанной кушачком. И это, не подумайте, не Данила-мастер из-под Сысерти, ищущий каменный цветок, это все тот же Радамес. Голос красивый, но хрупкий, силы, достаточной для того, чтобы спеть Радамеса уверенно, в нем нет. Хорошо хоть на него на нацепили коровий череп как на балетных - исполнителей бездарного танца с ужимками, в который превращен танец триумфа из второго акта.
Очень сильный и фактурный Амонасро (Лука Сальси). Великолепный тембр сильного голоса, отличный актер, точные, искренние эмоции. Однако его почему-то обрядили в халат торговца арбузами с азиатского рынка. Хотя он вообще-то, нубийский царь. Об этом забыли напрочь.
И все это – внутри безупречно сыгранного музыкально спектакля с оркестром, которым руководит постаревший, но по-прежнему прекрасный маэстро Рикардо Мути.



В послевкусии остается прекрасная музыка, искренние аплодисменты Нетребко и вопрос: почему постановщики так ненавидят замысел авторов, глаза искушенных зрителей и Древний Египет, где вообще-то происходит действие великого колосса Дж.Верди. Не забудьте посмотреть скриншоты.
(с) Виктор Солкин
(c) первый кадр с Аидой - Barbara Gindl/Agence France-Presse
рецензия New York Times, весьма жесткая - https://www.nytimes.com/2017/08/07/arts/music/review-netrebko-aida-salzburg-muti-neshat.html

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
alek_morse
Aug. 12th, 2017 11:51 pm (UTC)
Всё, что не Запад, то - Восток... получается.
victorsolkin
Aug. 13th, 2017 09:21 pm (UTC)
Да нет, египтянки же в костюмах европейских горожанок 19 века... Просто убожество и бессмысленный поиск чего-то "оригинальненького".
svet_ka
Aug. 13th, 2017 08:08 am (UTC)
"Почему постановщики не видят" - это интересный вопрос. Аида в королевской опере в Лондоне была реализована в образах индейцев латинской Америки, "у тех пирамиды, у этих". А древний Крит в Идоменео - в виде советской России 30х годов. Похоже, это нынешняя тенденция везде, делать постановку не на том историческом материале, для которого она написана. Иногда это работает, иногда, увы, нет. Порой кажется, что так экономится деньги на новые костюмы, особенно для хора, и используется то, что под руку подвернётся.
victorsolkin
Aug. 13th, 2017 09:20 pm (UTC)
Ну, Новосибирский театр оперы и балета тоже как-то победил (!) на "Золотой маске" с "Аидой", действие которой происходило в СССР в 1930-е, с Амнерис с красным знаменем, в пилотке со звездой и в гимнастерке и Аидой - дочерью узника ГУЛАГа. Такая омерзительная пошлость!

Сразу вспоминается великолепная "Аида" ГАБТ в постановке Покровского и с костюмами Тамары Старженецкой. Такой спектакль был, я еще застал его ребенком.
drachun
Aug. 13th, 2017 01:50 pm (UTC)
https://ic.pics.livejournal.com/victorsolkin/12161934/144509/144509_600.jpg --- Тут чуть ли не звезда на бляшке ремня :)
victorsolkin
Aug. 13th, 2017 09:22 pm (UTC)
Я обратил внимание. Но общий образ, все же, - Данила-мастер, у которого не выходит каменный цветок )))
wadik_k
Aug. 16th, 2017 08:18 am (UTC)
Очередная "режопера", увы, сегодня, идя на музыкальное представление испытываешь лишь одно (невыполнимое) желание - увидеть традиционные декорации и соответствующие действию костюмы. Не люблю Нетребко, на мой скромный взгляд она из числа самых переоценённых артистов современности, или, другими словами - "к кому пристанут".
victorsolkin
Aug. 16th, 2017 11:06 am (UTC)
Увы, именно так.
Я тоже не люблю Нетребко, о чем написал. Но здесь она была на удивление качественной. Я постарался быть объективным.
wadik_k
Aug. 16th, 2017 11:21 am (UTC)
https://www.youtube.com/watch?v=l3w4I-KElxQ
Такое сейчас живьём уже наверное не увидеть.
victorsolkin
Aug. 16th, 2017 12:52 pm (UTC)
Почему? В Арена ди Верона, например, можно.
Кстати декорации утт тоже ужасные, несмотря на некую стилизацию под Египет. Плоско, коряво, бесформенно. Даже у Джеффирелли с его "голдой" - лучше.
wadik_k
Aug. 16th, 2017 01:15 pm (UTC)
Ну, хотя бы костюмы приемлемые). На непрофессиональный взгляд.
victorsolkin
Aug. 16th, 2017 01:30 pm (UTC)
Да, отчасти.
Кстати, повторюсь, костюм самой Аиды в Зальцбурге был великолепен. Это даже удивительно.
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com