?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эпоха невежд

Сегодня на форуме Ассоциации разместили ссылку, которую я открыл, даже не подозревая, что внутри речь опять пойдет о шарлатанах, которым не дает покоя Египет. Пирамиды, сфинкс и "остальные Тутанхамоны" - увы, прекрасная почва для самопиара бездельников, которые под грифом "сенсации" выдают читающей публике откровенную чушь, позоря сам статус академика и те академии, которые подобные титулы выдают. Помнится, пару лет тому назад я случайно наткнулся на эфир программы, где в оппозиции к В. Чудинову, выдающему структуру поверхности камня за "письменность" и находящему везде "следы древних Русов", была Г.Г. Ершова, великолепный специалист, глава Центра Мезоамериканских исследований РГГУ. Ее стоическому терпению можно было только позавидовать. Вооружившись терпением она долго, доступно и вдумчиво объясняла, что такое дешифровка письменности, что такое история цивилизации, что такое палеография и т.д. Страшно то, что объясняла она эти вещи, которые читаются первому курсу студентов-историков в ВУЗе, академику РАН, который на деле является просто плохо образованным и одиозным человеком, одержимым идеологической формулой, изобретенной явно нездоровым сознанием. Естественно, Чудинов не слышал Г.Г. Ершову и захлебывался в собственной ярости. Однако польза от программы была налицо, поскольку широкая публика услышала не только мнение "сенсационного академика", но и обоснованный рассказ профессионала, каких в России сейчас немного.


Возможно, именно в этом факте кроется причина того невероятного расцвета псевдонауки, который сейчас охватил в страну. Увы, но нигде более не могли бы заинтересовать публику фильмы другого деятеля от "працивилизации" Склярова. Для того, чтобы понять, насколько подтасованы в них факты и насколько авторы не смыслят ни в археологии, ни в истории Древнего Египта, не нужно иметь семи пядей во лбу. Нужно хоть немного знать историю, иметь хоть сколько-нибудь удовлетворительное гуманитарное образование. А с ним сейчас большие проблемы. Поэтому на книжных полках лежит Фоменко, поэтому в передачах на федеральных каналах звучит из уст "ученых" откровенная глупость и ложь, а дешевые туристические поездки в страну с камерой называются "экспедициями", под которые собираются со спонсоров десятки тысяч долларов. И ведь кто-то, судя по всему, действительно думает, что помогает ученым и что эти деньги идут на значимое и общественно-полезное дело.

Корни этого явления лжеученых в готовый их слушать мир, кроются чуть глубже. На прошедших недавно в МГУ Сергеевских чтениях темы большей части докладов в секции "египтология" были сформулированы настолько примитивно и поверхностно, что их было бы стыдно дать студентам первого курса любого зарубежного ВУЗа. Я вообще не говорю об актуальности этих выступлений или об каком-либо их отношении к хотя бы среднему уровню европейской египтологии. Здесь поставлены совершенно другие цели: отчитаться перед ВУЗовским начальством большим количеством докладов, убедить студентов в том, что дав им возможность 15 минут выступить ни о чем, их облагодетельствовали и приобщили к некоему "элитарному кругу" и, наконец, публично похвалить друг друга. Да, и еще опубликовать тезисы в сборнике на откровенно туалетной бумаге, гордо посчитав их "еще одной публикацией". Ни о каком качестве здесь и речи нет, это хорошо известно в том числе и тем из организаторов, кто прекрасно понимает, что происходит, но кому удобнее "поддерживать традицию". Постыдную и гнусную традиции, родившуюся в нашей стране в конце 1970-х. Именно оттуда, из этих докладов и самолюбования "ученых", которые в лучшем случае к 50 годам жизни издали одну книжку и в особенно счастливом случае имею историческое, а не техническое образование образца "Бауманка-1980", и растут ноги того невероятно низкого уровня российской египтологии, на фоне которого процветают проходимцы, рассказчики о "працивилизациях", сторонники фрезы и бетона на строительстве пирамид и иные псевдоакадемики, от одного образа и уровня знаний которых М.В. Ломоносов, извините, в гробу перевернулся.

И это при том, что интерес в обществе к древним цивилизациям сейчас очень велик. Увы, большинству приходится довольствоваться откровенным суррогатом, а не знанием и продираться через завалы откровенной макулатуры, в которых, подобно трем пирамидам Гизы, высятся горы эзотерической белиберды, пухлых книг с фоменковщиной и скляровщиной, напичканных ложью и просто откровенной глупостью и, наконец, наименьшая горка утлых изданий сборников с грифом "научное издание", каталогов с неверными датировками и плохо переведенными древнеегипетскими текстами и монографий ни о чем. Увы, ничто из этих кип и близко не имеет отношения к египтологии, которая так бурно развивается за рубежом. Лица анекдотичных фигур, повествующих с гордостью об именах русских богинь в Андах или из года в год шипящих в присутствии студентов о "формах гробниц цариц Древнего царства" (простите, давно изданных, изученных и известных), давно следует изображать по древнеегипетскому обычаю на подошвах обуви. Тогда, может быть, через пару десятилетий в нашей стране вновь появится адекватная, профессиональная и актуальная египтология, а постыдные образы тех, кто прикрывал свои глупость и совершенно трущобный, вопиющий непрофессионализм имитацией новизны, "академическими" званиями и титулами, останутся еще одним историческим анекдотом. Увы, анекдотов таких история знает много.

Comments

victorsolkin
Feb. 6th, 2009 06:33 pm (UTC)
Что ж, в таком случае, искусству повезло. А не повезло, например, искусствоведению и исторической науке. Вы не представляете, кто и чему у нас учит (опять же, говорю исключительно про свою область). И в этом плане отстали от запада невозможно, а когда-то ведь были в первой десятке...
pulman
Feb. 6th, 2009 06:43 pm (UTC)
Вы думаете, у нас в египтологии хорошо, а кругом плохо? Нет, у нас - везде хорошо :)))) Я думаю, кризис гумманитарного образования - всеобщий, если люди будут учить историю, что же будет с современными идеологическими построениями? В 19 веке идеологию выстраивали из истории, во второй половине 20-го - нагнули историю под идеологию.
ex_molochni
Feb. 6th, 2009 06:46 pm (UTC)
сочувствую...
но и в искусстве и в искусствоведении тоже сейчас "спекулятивная" ситуация...
pulman
Feb. 6th, 2009 06:59 pm (UTC)
Я иногда думаю, что искусство прошло ушло с холста, поскольку после изобретения фотографии ему там просто нечего стало делать. Инмпессионисты еще баловались цветом, но, когда появилась цветная пленка - холсту пришел конец окончательный и бесповоротный. А тут еще кино появилось. Возможно, компьютерная графика и есть замена холста, просто мы еще это не поняли, поэтому и смотрим на "кляксы".
ex_molochni
Feb. 6th, 2009 09:03 pm (UTC)
компьютерная графика это мертвое...
buksartis
Feb. 7th, 2009 08:02 am (UTC)
Хмм, думаете, что если у да Винчи был бы МАС, он мертвые работы творил?

Я, конечно, нечего не понимаю, но как то со стороны кажется, что творчество в личности автора, а не в инструметах скрывается. В любой отрасли. :)
ex_molochni
Feb. 7th, 2009 08:34 am (UTC)
работа выполненная руками имеет свою вибрацию...это из мира тонких материй...а Мас с принтером этого соприкосновения не дает...
это как еда из "быстрого приготовления" из супермаркета - суррогат...

жаль что Вы не видите Соль моей фразы...

например...звучание живого голоса...настоящие деревья стоящие на моем балконе вместо пластиковых имитаций...и плаванье в не хлорированной воде...образы раскрывают суть ответа...
buksartis
Feb. 7th, 2009 10:07 am (UTC)
Соль фразы вижу. :) Только вспомнил, что так же люди ужасались про деградацию Исскуства, когда скульпторы начали использовать електрический молот, когда в настоящий живой мир клавесина вторглись "хлорированные" рояли, когда месте хора в церквях начал звучать "пластиковый" (в понаятии того времени) орган, книги перестали переписать, вместо того печатаь многотомники без вибрации, художники начали использовать такой суррогат как акриловые и маслянные краски, а потом и рисовать разучились - откровенную порнографию виставляя (на первой выставке "Олимпию" Мане полицейские охраняли, а ценители хотели холст просто разорвать), в опере появилось такие тривиальные дешовки как "Кармен" (премьеру парижане висвистнули - в место еды им хамбургера подали!), не говоря о реакции ценителей на аморальные эрзацтанцы Штрауса именуемые вальсом... Nothing personal - толко все уже было, так что ассоциации неизбежны. :)

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com