?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Приди ко мне, приблизься ко мне, ибо мои уста владеют тайной возвращения к жизни. Я – дочь бога, известная в городе своем тем, что могу заставить отступить ядовитую змею. Меня научил этому заклинанию мой отец, ибо я его родная, любимая дочь».
Из текста «Стелы Меттерниха».

В 1735 году на развалинах древнего Коптоса Виталино Донати – итальянский коллекционер и профессор ботаники приобрел груду каменных обломков, среди которых было восхитительное лицо статуи неизвестной женщины. Почти два века безвестные обломки хранились в ящике, который волею судеб попал в подвал Египетского музея в Турине и был забыт. Лишь в 1930 году о старой покупке вспомнили, и с ящика была стерта пыль. Несмотря на то, что некоторые фрагменты были утеряны, статую удалось отреставрировать в том облике, какой был предусмотрен скульптором, поистине гениальным творцом.


Статуя изображала женщину, а вернее, богиню Исиду стоящей; в руках богиня держит скипетр могущества уас, на ней тонкое длинное платье с широкими полупрозрачными бретелями, закрывающими грудь, украшенную накладными цветами лотоса. На голове богини - высокий убор в виде коровьих рогов и солнечного диска. Лицо богини, с узкими миндалевидными глазами и едва заметной улыбкой поразительно красиво. В облике богини Исиды, «госпожи Коптоса», благодаря таланту мастера, была запечатлена знаменитая царица Тейе, супруга Аменхотепа III, которая корнями своей семьи восходила к этому региону, а потому относилась к нему с особым почтением и вниманием. Коптос входил в число городов, где праздновалась церемония Сед Аменхотепа III, предназначенная для обновления его жизненных сил и связей с миром божеств; здесь были сооружены новые святилища, украшенные специально изготовленными статуями божеств. Среди них и была удивительная по красоте статуя богини Исиды.
В зале Египетского музея в Турине она стоит среди других скульптур Нового царства, вновь забытая на фоне потрескавшихся стен, лишенная освещения, с запыленной табличкой у колен, словно погруженная в сон. Сквозь дымку серого, матового камня виден поразительный взгляд богини, царицы, женщины, некогда властвовавшей умами народов, бескровно завоевавшей мудростью Рим и на протяжении веков «говорившей» о благочестии и вечной жизни.
В 1997 Италию всколыхнула выставка «Исида. Миф. Мистерия, Магия», посвященная величайшей богине древности. О ней вновь заговорили, был издан превосходный каталог, в котором были собраны удивительные своим разнообразием образы «великой матери богов», ставшей для Запада не просто символом земли фараонов, но и величайшей святыней, вдохновившей более поздние культы богини-матери. Впрочем, хотя они и воспели богиню под иными именами, однако даже не приблизились к тому глубинному пониманию ее сути, которое родилось в Египте, позже было утеряно и вновь привлекает наших современников, пытающихся «приоткрыть покрывало».

Притяжение Великой Матери

Образ Исиды, ставший краеугольным для истории египетской цивилизации, в особенности на заключительном этапе ее существования, впитал в себя всю образность и многопластовую символичность египетского мировоззрения. Древняя богиня-мать, изображавшаяся еще в додинастическую эпоху в облике танцующей женщины с птичьим лицом и поднятыми вверх руками, словно имитирующими форму рогов священной коровы, ипостась и дополнение Хатхор , она «обретает» свое имя в письменных источниках лишь при V династии в Текстах пирамид, где вместе с Осирисом она становится гарантом вечной и нескончаемой жизни для умершего. Позже, при VI династии мы встречаем имя ее жреца, Неферка по прозвищу Пепианх, жившего в районе среднеегипетского города Куса , в титулатуре которого имя Исиды теологически связывалось с именем Хатхор, богини, чье имя известно нам с глубочайшей древности. Вплоть до Нового царства ее изображения, если не считать росписи на саркофагах XI-XII династий, нам не известны, и тем не менее только в Текстах пирамид она упоминается более семидесяти раз, а в Текстах саркофагов еще чаще, что свидетельствует о ее значимости.
Символ богини, составляющий ее имя – это престол, символ царской власти, на котором восседает фараон, опускаясь, тем самым, на колени своей Предвечной матери, подобно тому, как сидел на коленях Исиды ее сын Хор, воплощением которого являлся каждый царь. Этот трон – магическая сила, дающая фараону царственность и магическую защиту, это то, что делает его фараоном. В египетском языке имя Исиды было связано с корнем, означающим «иметь власть», что позволяет интерпретировать и имя Осириса, в которое, как известно, также входил иероглиф трона. Еще одно важное значение имени богини – «место», которое в случае с миром божественным может также интерпретироваться как «место почитания» божества, место, в котором происходит воссоединение мира земного и мира небесного в момент культового действия, место, где возможен переход из существующей реальности в запредельные области, известные лишь богам, и наоборот.
Исида, богиня всеегипетская, происходила из Дельты из города, считавшегося одним из крупнейших мест ее культа, и называвшегося египтянами Хебет, греками – Исейоном, а римлянами – Исеумом. Сегодня развалины храма богини, возведенного Нектанебом II в Бехбейт эль-Хагар, как это место было названо арабами, все еще представляют собой величественное зрелище, и ждет своего исследователя. Время правления XXX династии стало эпохой особенного почитания богини. Храмы Исеума и обитель Исиды на острове Филе превзошли все остальные ее культовые центры. Тем не менее, хорошо известны другие места ее почитания: храм Исиды «владычицы пирамиды» в Гизе, у подножия пирамиды царицы Хенутсен, супруги Хуфу; святилище в грандиозном храме Сети I в Абидосе; небольшой храм Эвергета I и Береники, посвященный богине в пригороде Асуана; храм Августа, сооруженный в Дендере на месте, где, согласно легенде, Нут родила Исиду и, наконец, обитель богини в Дейр эль-Шелуит, к югу от Мединет Абу в Фивах.
Исида воплощала в себе египетскую мечту об идеале женственности и материнства. Верная и любящая супруга, жертвенная ради своего супруга, скитающаяся по всему Египту и иноземным страна в поисках тела своего горячо любимого мужа, убитого братом, всесильная волшебница, зачинающая от мертвого, оживленного лишь на мгновение, тела свое дитя и, наконец, мать, вырастившая в болотах Ах-бит сына Хора, обеспечившая ему жизнь и защиту, воскуряющая перед ним, согласно Текстам пирамид, благовония, дабы «он мог идти по земле в белых сандалиях своих и увидеть отца своего, Осириса», богиня одновременно поистине человеческим и сверхчеловеческим подвигом, незадолго до новой эры превзошла всех других египетских богинь и стала символом Египта, который, как известно, также воспринимался древними как существо женского пола, законная супруга фараона. Исида, вместившая в себя семя Осириса, тем самым беременна «будущим», наследником царства, который, одновременно, и есть ее супруг, перерождающийся в облике своего сына:
«Бьется пламя, в страхе боги, ибо зачала Исида от семени брата своего Осириса. Говорит она: «О вы, боги! Вот – я Исида, сестра Осириса, рыдавшая по отцу богов… Семя его в утробе моей, создала я облик бога в яйце как сына моего, того, кто во главе Эннеады. Будет он править страной этой, наследством отца своего Геба… Придите же, о вы, боги, защитите его в утробе моей для того, кого знаете вы в сердцах ваших. Он – господин ваш, бог, тот, кто в яйце своем, лазуритоволосый обликом, властитель богов… Я – Исида, более божественная и священная, чем все боги, ибо бог в этой утробе моей и он – семя Осириса».
История человечной богини, которая тем самым давала простому египтянину надежду на обретение бессмертия, невероятно жизненна и, в то же время, мистична. Облаченная в траурные одеяния плакальщица джерит – «соколица», всесильная чарами царица-колдунья, способная оживить мертвого и боящаяся за сына мать, «свившая» для своего ребенка «гнездо» из тростников, Исида – непревзойденная высота египетской веры в женственность, истинная «матерь бога» на протяжении тысячелетий существования египетской культуры, которая, в отличие от христианского понимания образа богоматери была не земной женщиной, получившей божественный дух, но богиней, снизошедшей до человека в своей милости. С небесной сферой Исиду связывают представления о ней как о богине горизонта, которая вместе с сестрой, Нефтидой, перекладывает солнечного бога с дневной ладьи на ночную, стоя у великих врат Запада, т.е. загробного мира. Как Сепедет или Сириус, ярчайшая звезда небосвода, провозглашающая нильское половодье во время своего гелиакического восхода, невидимая до этого в течение 70 дней – дней траура по Осирису, Исида изображается в золотой короне из перьев, стоящей в ладье позади ладьи своего супруга Ориона, которого египтяне понимали как ипостась Осириса. Исида-Сепедет – еще и властительница судеб, именуемая в поздних текстах «Год», так как в день появления на небосклоне Сириуса, считавшийся днем рождения Исиды, предсказывались судьбы грядущего года, причем не только судьбы живых людей и царя, но и, возможно, судьба самого Египта.
Исида – это и образ страдания, богиня, которой сам Ра перебивает ноги , которой собственный сын Хор в ярости отрезает голову , которая от него же, овладевшего собственной матерью, рождает четырех сыновей – духов Имсети, Хепи, Дуамутефа и Кебехсенуфа, защитников внутренностей умерших; все тот же Хор в другом мифе отрезает ей руку, заменив ее потом на конечность коровы. Многоликость и всепроявленность богини, свойственная крупнейшим божествам египетской религии, позволяет увидеть ее почти в каждом женском божестве. В Коптосе Исида становится матерью Мина, отождествленного с Хором и, одновременно, его супругой; в Ассиуте она предстает как мать Упуата, родившая его от Осириса. Более того, как «великая мать бога», т.е. Хора, она отождествляется с Хатхор, становясь в греко-римскую эпоху ее вторым лицом и принимая от нее еще в Новом царстве типичную иконографию: коровьи рога и солнечный диск промеж них, установленных на голове, в знак того, что богиня – великая корова, плотью которой стало небо, стоящая над земным миром.
Впрочем, сколько не была бы богатой иконография и символизм богини, главный аспект образа Исиды заключен именно в цикле осирических преданий. Именно в действиях Исиды, ее словах и ее заклинаниях заключена тайна возрождения и победы над смертью, тайна священного молока, которым она кормит умершего царя в Текстах пирамид , и которым она совершает возлияния каждые десять дней на запретном острове Биге, почитавшемся в качестве главной гробницы Осириса.
Саркофаг, в который заключено тело убитого Осириса, также отождествляется не только с телом Нут, матери бога, но и с Исидой, которая, склоняясь в облике птицы над мумией супруга, окутывает его своими божественными крыльями, дающими исцеление и защиту. Как Шентаит – «ткущая бесконечность», Исида предстает едва ли не главной фигурой церемониала возрождения Осириса в месяц Хойяк , великой подательницей жизни, древней богиней заупокойного культа, участие в котором навсегда останется одной из ее неотъемлемых функций. Имя богини-посредницы, связанной с загробным миром, не входит в Древнем царстве ни в одно из тефорных имен, как, впрочем, и имена других божеств, тесно связанных с заупокойным культом. Вместе с развитием представлений об отождествлении с Осирисом каждого умершего и демократизацией царского погребального ритуала, отдельные элементы которого становятся общедоступными, образ Исиды приобретает поистине грандиозный размах. Фигура богини появляется на изножьях саркофагов, в то время как изображение ее сестры Нефтиды – на изголовьях; богиня вместе с другими великими защитницами – Нейт, Нефтидой и Селкет охраняет внутренности умершего и его канопы, вместе с самой Нут еще с эпохи Текстов пирамид дает ему возрождение:
«Исида обратится к тебе и Нефтида будет говорить с тобой. Духи правогласные придут к тебе, склоненные, и будут целовать землю у стоп твоих, в трепете перед тобой… И выйдешь ты к небесной матери своей Нут; возьмет она руку твою и поведет тебя дорогой к горизонту, к месту, где пребывает Ра. Двойные двери небес будут открыты для тебя…»
Как богиня защитница мертвых Исида отождествлялась с Иментет, богиней Прекрасного Запада, ипостасью Хатхор, часто изображавшейся на дне саркофагов частных лиц и персонифицировавшей пески западной пустыни, пространство, где умирает солнце, где погребают умерших и где в то же время, начинается путь божества и человека к возрождению. От имени Исиды, распростершей руки в жесте защиты у ковчега с канопами Тутанхамона, найденными в его гробнице, царю дается то покровительство богини, каким был наделен Осирис:
«Я пришла. Я укрою сына в объятьях своих, Владыку Обеих земель Небхепрура, правогласного. Я буду его защитой в вечности, таковой, какая я для Осириса...»
Исида и Нефтида, богини горизонтов, приобщают умершего царя к странствию солнца на ладьях, отголоском представлений о которых были гигантские корабли из кедрового дерева, обнаруженные в тайниках у подножия пирамиды Хуфу:
«Будешь ты выходить и будешь ты опускаться, опускаясь с Нефтидой, и станешь ты темным с ладьей солнца ночной. Будешь ты выходить и будешь ты опускаться, выходя с Исидой, восходя с утренней ладьей солнца».
Именно пограничные владения, то, что она родила земного сына от отца, пребывающего в загробном мире и стала «путем», сквозь который произошло снисхождение в мир божества, а также могущество в царстве живых и в пространстве мертвых сделали позже Исиду объектом мистериального культа, величественного и проникновенного, ставшего одним из интереснейших явлений религиозной ойкумены греко-римского времени.
Как залог жизни и ее продолжения Исида доходит в египетском мировоззрении и, в частности, в ритуалах храма в Бехбейт эль-Хагар до степени андрогинного бога-творца, всетворящей сущности, которая провозглашает неделимость своего состояния словами:
«Я, ставшая мужчиной, пребывающая женщиной».
«Птица», свившая свое «гнездо» в болотах Дельты, Исида выступает как «женщина, знающая магические слова» , которая, несмотря на то, что «сердце ее отвернулось от миллионов людей и обратилось к миллионам богов», именно для людей находит спасение от яда змей и скорпионов, колдовства и порчи, пройдя сквозь все эти испытания с младенцем Хором на руках. Богиня здесь не просто благосклонна к просящему, но и прозорлива и всеведуща, наиболее близка к образу простой женщины, несущей мудрость. Заклинания, призывающие на помощь Исиду в случае опасности, использовались и ранними христианами, которым уничтожение лика богини в древних святилищ не мешало, тем не менее, пользоваться священным знанием предков. Богиня, предстающая как в облике женщины «прекрасноликой, совершенной очами» , так и как птица, корова, змея или самка гиппопотама, милостива как к людям, так и к богам: в шестой час ночи она вместе с Хека, богом магии, тащит волоком ладью Солнечного бога сквозь полное опасностей пространство Дуата.
Богиня, изображавшаяся с младенцем на коленях, с руками-крыльями, защищающими супруга или же коленопреклоненной с поднятой к лицу в жесте плача рукой, была для Египта, а позже и для всего Средиземноморья, подлинным воплощением надежды на спасение и помощи смертным в трудностях их земного существования. Впрочем, зачастую мы лишь догадываемся о функциях Исиды и сложность и многообразие ее облика «лишь доказывает тот факт, что древние божества не должны восприниматься как непосредственное отражение каких-либо функций или понятий, обладая порой всем богатством противоречий и многообразия, присущего живым и преисполненным этой жизнью существам». Именно в силу этой непреходящей жизненности Исида пережила и сам Египет, стала богиней иной цивилизации, наполнив новые образы силой своей легенды о защитнице любимого супруга, владычице «слов власти»:
«Сестра его дала ему защиту свою,
Увела прочь противников его,
Остановившая дела супостата силой уст своих,
Прекрасная речью, чьи слова никогда не будут повергнуты,
Действенная приказаниями,
Исида благая, защитившая своего брата,
Искавшая его неустанно,
Обошедшая эту землю с плачем,
Не знавшая отдыха до находки его,
Сотворившая тень перьями своими,
Создавшая ветер северный крыльями своими,
Ликующая, возродившая брата своего,
Поднявшая усталость утомленного,
Принявшая семя его, наследника давшая,
В тайне дитя грудью вскормившая,
В месте, где был он, никому не ведомый…»


(c) Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. - М., 2006, с. 350-365. Сноски опущены.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
inga_ilm
Jun. 24th, 2007 08:34 pm (UTC)
большое спасибо! чрезвычайно интересно!
victorsolkin
Jun. 26th, 2007 08:59 am (UTC)
Я рад. К сожалению, нет возможности и времени выкладывать к тексту те иллюстрации, которыми он сопровождается в книге. Со временем, возможно, выложу еще пару глав.
_i_f
Jan. 2nd, 2012 10:00 pm (UTC)
как же Вы прекрасно пишете!!! пока все не прочитаю теперь, не успокоюсь...:))
victorsolkin
Jan. 2nd, 2012 10:27 pm (UTC)
Спасибо )
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com