?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Святилище храма Исиды – самая сокровенная его часть, если не считать маммизи, состоит из двенадцати помещений, расположенных вокруг святилища и одной крипты. В святилище некогда находился гранитный наос для статуи богини и подстава для священной ладьи, хранящая на себе имена Птолемея III и царицы Береники II, одиноко возвышающаяся на основной оси храма и сегодня. Стены этих помещений покрыты огромным количеством ритуальных изображений, на которых царь выступает в качестве наследника и соратника богов, либо как приносящий им жертвы верный сын.


Задняя стена святилища разделена на три регистра. В каждом из регистров, также разделенных по середине вертикальной осью, на престолах спина к спине предстают богини, принимающие жертвы и возлияния от царя. В нижнем регистре – Исида и Хатхор, в среднем – две Исиды, восседающие на троне, в верхнем – вновь две Исиды. Три регистра расходятся по боковым стенам святилища, на каждой из которых изображено по девять сцен жертвоприношения различным божествам осирического круга. На стенах святилища запечатлены гимны богине, поражающие своей поэтикой и теологической глубиной смысла:
О, Исида, Великая Матерь Бога, госпожа Филе,
Божественная жена, Супруга чтящая,
Мать Бога, Великая Супруга царская,
Украшение сокровенное, Госпожа красот дворца,
Владычица желанная полей зеленых,
Кормилица, красотой дворец наполняющая,
Аромат дворца, радости владычица,
Та, что в храме незримая шествует,
Слезами дождя поля зеленящая.
Госпожа, сладостная любовью небесной,
В Египте Нижнем и Верхнем царственная,
Богам великим приказ отдающая,
Та, чьими словами жива Вселенная,
Царица, словами хвалы преисполненная,
Госпожа красоты, пред ликом чьим мирра воскурена
От слезы ее вновь Нил разливается,
Что дает жизнь человеку и зелени.
Она, богов алтари наполняющая,
Та, что тексты хранит сокровенные,
Госпожа небес, земли, мира загробного,
Сотворившая их, задумав в сердце, в руках воплотив…
Божественная Душа в городе каждом,
Хранящая Хора, сына своего, Осириса, своего брата.
Хвалы тебе, Матерь Бога, небес владычица,
Та, что в мир нисходит, неся спасение,
Та чьим именем вовек живы святилища,
Та, что сердцу дает надежды сокровище…
Гранитный наос Исиды, к сожалению, вывезенный из храма на острове Филе, хранится сегодня в Лувре. Выполненный из розового гранита, он имеет 2,35 м в высоту, 0,98 м в ширину и 1,20 м в глубину и был посвящен богине Птолемеем VIII и его супругой Клеопатрой III. Углубление для статуи богини обрамлено имитациями трех фасадов храма с карнизами, украшенными крылатыми солнечными дисками. В нижней части наоса – четыре фигуры фараона поддерживают руками «небеса», на которых покоится богиня. Композицию завершает фриз из уреев с солнечными дисками на головах. Второй наос из храма, практический идентичный первому, хранится в Британском музее, третий – во Флоренции. Шампольон, который видел эти наосы in situ, отмечал, что два из них располагались в углах главного святилища, а третий – в зале, предшествующем святилищу.
Лестница, начинающаяся в одном из боковых залов, предшествующих святилищу, ведет на крышу храма, туда, где находилось особенно священное пространство, связанное с циклами мистерий Осириса и астрономическими наблюдениями. Собственно осирическое святилище храма Исиды состоит из двух залов: прихожей и самого святая святых.
На северной стене вестибюля изображено бальзамирование Осириса: тело лежит на ложе в форме льва, над ним склоняется Анубис; под ложем стоят четыре канопы, над всей сценой парит гриф Нехбет, сжимая в когтях шен – символы бесконечности. По сторонам ложа стоят великие плакальщицы – Нефтида (у изголовья) и Исида (у ног); за Исидой стоят Тефнут, Нут, Хатхор и Сехмет, тогда как за Нефтидой – сокол Хор с короной па-схемти на голове, а за ним – Хор, Аренснупис, Геб и Тот. У богинь руки с открытыми ладонями перекрещены на груди, а у богов – сжатые в кулаки кисти рук касаются друг друга, также на уровне груди, в жесте, напоминающем традиционную позу Осириса, держащего скипетры.
На восточной стене дух Нила, увенчанный пучком папируса, поддерживая правой рукой грудь, изливает из нее воду в бассейн, откуда произрастают всходы ячменя, на которых восседает ба Осириса. В левой руке дух реки держит лягушку, изо рта которой в бассейн устремлен второй поток воды. Чуть дальше Тот, сживая в руке тростник миллионов лет, омывает из трехчастного сосуда хес водой, состоящей из символов вечной жизни анх Сокара-Осириса, пребывающего под защитой сестер Исиды «великой плакальщицы» и Нефтиды «малой плакальщицы». На жертвеннике перед Сокар-Осирисом – четыре хлеба и сосуд с водой. Как и в Дендере, осирические капеллы Филе назывались «обителями Шентаит» , богини, оживляющей Осириса и повелевающей пеленами и саркофагом, в которых он обретает возрождение. В храме Филе почитались две Шентаит – «Шентаит Абидоса», т.е. Исида и «Шентаит Бусириса», т.е. Нефтида.
Фараон, увенчанный короной Верхнего и Нижнего Египта, возжигает благовония и движется в конце божественной процессии к Осирису, завернутому в вуаль и оберегаемому Исидой. Перед ним – четыре сына Хора: Имсети, Хепи, Дуамутеф и Кебехсенуф, а также бог Шу, несущий «дыхание жизни». Перед каждым из участников процессии – жертвенник с сосудом священной воды и букетом лотосов, несущих возрождение.
Западная стена разделена на две несоразмерные части неглубокой нишей, над которой парит крылатый солнечный диск. Слева от ниши, Осирис предстает в облике мумифицированной фигуры, сжимающей в руках скипетры хекет и нехеху, которую с двух сторон закрывают огромными крыльями Исида и Нефтида. Четыре сына Хора изображены по двое, друг над другом, за богинями, символизируя стороны света. Над головой Осириса летит крылатый скарабей Хепри, символизирующий собой возрождение; четыре круга с помещенными в них божествами, расположенные по углам, завершают композицию. Справа от нее, обращенные ликами к Осирису, изображены коленопреклоненные духи Нила, изливающие воду к ногам Осириса, тогда как над его головой расположен иероглиф пет – небеса, присутствующий во всех сценах осирических капелл, которые символически являют собой пространство Наунет – оборотную сторону неба.
Справа от ниши вновь находится сцена очищения водой, которую на этот раз изливает из одного сосуда Хор; в левой руке сокологоловый бог держит священную курильницу а-сетеш. Потоки очищающей воды образуют некое подобие наоса, в котором находятся Осирис, поддерживающий его сзади Анубис и две богини: Исида и Нефтида, подносящие Осирису жертвы. За Хором, изливающим воду, следует еще один образ Анубиса, а также Мандулис, «Хор Нубии», почитавшийся неподалеку от Филе в Калабше. Спиной к этой сцене стоит крылатый Хор с гарпуном, не дающий врагам Осириса проникнуть в вестибюль по расположенной рядом лестнице.
В южной стене вестибюля находится проход в само осирическое святилище, увенчанный крылатым солнечным диском. По сторонам от прохода Хор Бехдетский с гарпуном и фараон с булавой побивают врагов Осириса, не давая им проникнуть внутрь святая святых.
В многочисленных картушах, вырезанных на стенах главного осирического святилища, так и не было выписано имя царя: римляне не были удостоены жрецами царского титула, не могли выполнять и важнейшие религиозные функции в государстве. Это небольшое помещение с низким потолком было храмом в храме, особо священной территорией острова Филе. Стены по углам украшены фризом, главным объектом которого является скарабей, держащий в лапках солнечный диск; по сторонам от него – узлы Исиды тет и столбы Осириса джед, также увенчанные солнечным диском, что символизировало объединение Осириса - хтонического и Ра - солнечного божеств в единое Предвечное божество, еженощно повторяющее творение вселенной.
На восточной стене в верхнем регистре, первом из двух, царь в красной короне воскуряет благовония и совершает возлияние перед Амоном-Ра, вслед за которым представлена великая Огдоада Гермополя: четыре бога с головами лягушки, увенчанными скарабеями и четыре змееголовые богини, увенчанные солнечными дисками. Следом за Огдоадой предстают Атум, Тот и супруга последнего, Нехемауит, увенчанная систром. Все божества сидят на престолах, установленных на постаментах. Во втором регистре царь, на этот раз в белой короне, подносит различные жертвы провизии Птаху, который предстает в необычном облике горшечника, традиционно связанного с Хнумом. За Птахом следуют Хапи, Хор, Осирис, Исида, Нейт, Селкет, Осирис в короне шути, кобра с человеческой головой по имени Уререт, сокол на папирусе, Нехбет, Хор с гарпуном, и, наконец, Сокар в сопровождении крылатых богинь-охранительниц, одна из которых оберегает крыльями самого Сокара, а другая, Шентаит из Абидоса, - наос, внутри которого находится голова Исиды. Нижнюю часть стены занимает «процессия» священных штандартов во главе с эмблемой Упуата, которые несут поочередно антропоморфные знаки анх и уас.
Три регистра изображений покрывают южную стену. Верхний посвящен ритуалам поклонения священным эмблемам и атрибутам. Мумифицированный Хнум и сидящий на троне Сокар обращены ликами к двум богиням – Анукет и Сатет, которые стоят с жестами защиты с двух сторон от целиндра-реликвария на постаменте. Реликварий держат в объятьях две миниатюрные богини-плакальщицы, Исида и Нефтида; сверху на реликварии распластана птица-Исида. Внутри – левая нога Осириса, увенчанная головой бога.
Чуть дальше фараон в присутствии Исиды и Нефтиды поднимает столб джед, увенчанной головой Осириса в короне атеф, затем Исида-царица предстает перед эмблемой-реликварием Абидоса Та-ур, в котором хранится голова Осириса; у подножия эмблемы лежат царские скипетры, вокруг нее – Анубис, Упуат, два священных овна, Тот, Хор и, наконец, статуя Осириса. Весь регистр, таким образом, связан с отдельными частями тела Осириса, которые обретены, мумифицированы и сохранены Исидой и близкими ей божествами.
Нижний регистр посвящен бальзамированию и трансформации Осириса. Божественная мумия помещена на ложе в виде льва, у изголовья – Нефтида, у изножья – Исида; над мумией склоняется Анубис, касающийся уст и груди Осириса. Рядом божественная мумия помещена на основу из знаков анх и уас, у ее ног стоит жрец и поливает из священного сосуда хес ростки новой жизни, которые пробиваются сквозь пелены мумии. В третьей сцене мумия Осириса, увенчанная короной атеф, вновь лежит на ложе в виде льва; у ее ног – Хекет, у головы – Хор, а под ложем – сосуды для внутренностей божества.
Средний регистр «говорит» о возрождении Осириса и его победе над смертью. Духи бальзамирования – сыновья Хора несут на руках мумию Осириса, пребывающего в состоянии Сокара, а потому имеющего голову сокола. Рядом имеется изображение пилона храма, на башнях которого стоит «проходящий» лев – поздняя ипостась Тота, который приводит в Египет удалившуюся Сехмет и, вместе с ней паводок Нила в июле, под знаком Льва. В центре композиции – наос, в котором коленопреклоненные богини – Селкет и Сешат распеленывают тело Осириса, освобождая его от погребальных тканей, «волос смерти». Слева изображено возрождение Осириса: бог лежит на ложе и, пробуждаясь, подносит руку к лицу; «великие Шентаит» - Исида и Нефтида стоят подле него, поднося руки в жесте защиты.
Западная стена, очень похожая на восточную, занята двумя регистрами, в которых изображены божества, получающие жертвы от царя. В верхнем – царь, увенчанный короной па-схемти возжигает благовония и совершает возлияния водой перед Птахом и отдельными божествами гелиопольской Эннеады: на престолах друг за другом восседают Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Хнум, Сатет, Хор, Нефтида, Хатхор и две ипостаси Хорпахереду. Во втором регистре царь кладет приношения на жертвенный стол перед горшечником Хнумом, за которым следуют Хапи, сокологоловым сфинксом Хонсу с лунными символами на голове, лягушка, сидящая на папирусе, Осирис, Исида, Хор Шематауи, мумифицированная Сехмет со змеями на голове, Птах-Осирис, Исида, Хор Саисет, богиня-кобра Уререт, Сехмет, мумифицированное божество с телом скарабея и головой Амона-Ра, Мехит и Онурис и, наконец, вновь Осирис и Исида, перед которыми стоит реликварий с головой Осириса внутри. Нижняя часть стены опять занята процессией божественных штандартов.
Северная стена святилища посвящена коронации Осириса и его победе над смертью. В верхнем регистре, первом из трех, Исида и Нефтида коронуют сидящего на троне Осириса. За Нефтидой изображены Хор в обличье сокола и «великая магией» - Уретхекау, владычица царских корон. Анубис несет к Осирису перевязи в сопровождении богини Уаджет. Завершают регистр две фигуры – бога Мина и предстоящего перед ним царя.
В среднем регистре Исида и Нефтида стоят перед священной Хену – баркой Сокара, в центре которой, в священном наосе, повторяющем своей формой первохрам Нижнего Египтпа пер ну, «дом огня», покоится тело Осириса на ложе. Справа от ладьи предстоят четыре сына Хора, со скипетрами и запеленутыми телами.
Наконец, в центре нижнего регистра представлена гробница Осириса на острове Абатон, над которой вырастает черет, священная ива, которую поливают водой два жреца. Из-под корня ивы выползает охранник – урей. С обеих сторон от гробницы представлены охранники ее дверей – справа – Анубис на высоком пилоне, слева – Хнум, который здесь, подобно Осирису, изображен в облике ноги, увенчанной головой в короне хену.
Это помещение, символические и ритуальные изображения на стенах которого мы можем интерпретировать и понять лишь отчасти, было открыто лишь для специального персонала из числа жрецов. «В этом храме, посвященном не только Исиде, но и памяти Осириса и почитанию их сына Хора, - писала Амелия Эдвардс, - есть комната, в которой, можно быть в этом уверенным, не ступала нога ни Страбона ни Геродота, ни какого-либо другого иноземца вне зависимости от его репутации или случая. Эта священная комната, расположенная выше других, более священная, чем само Святая Святых, посвященная Осирису».
Это представление о «храме внутри храма», каким были маммизи и святилище Осириса в комплексе Исиды, было тщательно скрыто от паломников, не посвященных в таинства богини. В скрытой части храма, у тайной «западной пристани», откуда начинался путь богини на остров Биге, при Адриане возвели монументальные ворота и святилище Осириса, которое практически не дошло до наших дней, Тем не менее, на стенах ворот сохранились интереснейшие культовые изображения, позволяющие глубже понять символизм ритуалов Филе – Биге. Верхняя балка ворот покрыта двумя группами рельефов, отходящими от оси сооружения, на которых царь подносит жертвы Осирису, Исиде и Хору (слева) и Осирису, Исиде и Хорупахереду (справа).
По сторонам от дверного проема предстают две гигантские эмблемы крупнейших культовых центров Осириса: слева Та-ур, или инсу, реликварий Абидоса, справа – джед, символ Бусириса. На северной стене ворот изображены скалы острова Биге, под которым, согласно легенде, находится тайная пещера истоков Нила, окруженная телом бессмертного змея. На вершине скалы сидят сокол и коршун – Хор и Нехбет, символизирующие, соответственно, север и юг Египта. В глубине пещеры на коленях сидит Хапи, бог реки, в короне из папируса; в его руках – сосуды хес, из которых бьет источник великой реки. Аналогов этому изображению тайного истока реки нет; «жизнь возрождается на Биге, когда наступает разлив», - гласит текст. Рядом с тайным гротом Исида-Хатхор с головой коровы, Предвечная мать, держит в руках сосуд, из которого вода льется на молодые ростки зелени, поднимающиеся из водоема в форме иероглифа «заводи» mr. Вместе с ростками появляется и душа – ба Осириса, птица с головой божества, которой поклоняются Исида, Нефтида, Хор и Амон. Позади богов на стене высечен текст, известный как «Декрет Абатона», написанный, по легенде, рукой самого Тота:
«Холм святой и земля священная, нетленная в золоте, Осириса и Исиды, сестры его. Была она предназначена для этого с начала начал… Молоко не исчезнет на этом холме священной рощи, не исчезнет в храме, где упокоен Осирис. Сделано ему 365 жертвенников вокруг места этого, на которых – листья пальмовые, чтобы не исчерпались возлияния, чтобы вода не истощилась вокруг него. Служба божественная дана ему все дни жрецом верховным, как даны ему возлияния Исидой, владычицей Филе, как воздают ему возлияния день каждый.
Не дóлжно бить в тамбурин, не дóлжно звучать арфе, не дóлжно играть флейте. Никто не должен проникнуть туда, ни мал ни велик не должен ходить там. Не ловят там птицы, ни удят там рыбы, на сорок локтей от этого места на юг, на север, на запад, на восток.
Никто из тех, кто находится там, да не поднимут голос свой во дни святые Исиды, владычицы Филе, которая на престоле своем, когда приходит она туда возлить водой каждые десять дней. Исида, госпожа Филе, причалит к холму священному во дни празднеств, в ладье божественной, чье имя… Ра подписал слова эти, Шу, сын Ра, подписал слова эти, Геб, сын Шу, подписал слова эти, написанные Тотом, рукой его собственной».
Квинтэссенция ритуалов двух островов, разделенных некогда сотней метров нильских вод, изображена на южной стене ворот: на скалах стоит святилище с открытыми дверями, из которых вот-вот выйдет Исида. Пол святилища превратился в воды Нила, покрытые цветущими лотосами, из-под которых выныривает на поверхность крокодил с головой сокола, несущий на спине тело Осириса. В самом святилище поднимается на линии холмов горизонта гигантский солнечный диск, в котором пребывают сидящий на троне Осирис в позе ликования хену и Хор-дитя. Под потолком святилища сменяют друг друга солнце и луна, разделенные восемнадцатью звездами. Первые христиане изуродовали лики богов, однако, это не мешает восхищаться всей уникальной сценой, которая иллюстрирует воссоединение неба и земли во время кульминации службы. Осирис возрожден в Солнце, его сын торжествует и благая Мать выходит из дверей святилища, чтобы оповестить мир о чуде и новом торжестве жизни, неподвластной времени.

Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. - М., 2005, с. 384-396. сноски опущены.

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com