?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Наверное, действительно, счастливые часов не замечают. Мы с Ольгой, не следя за временем, сидели и перебирали удивительные предметы, которые были созданы за несколько тысячелетий до нашего рождения и все еще оставались такими живыми, исполненными какой-то особенной силой и светом, который заметен только тем, кто не раз держал древнеегипетские памятники в руках. Хорошо помню фаянсовую статуэтку богини Исиды с сыном, младенцем Хором на руках – бирюзовая поверхность фигурки была покрыта тонкой сеточкой трещин; она была погребена в песках Египта тогда, когда история мира еще и не задумывалась о Карле Великом, географических открытиях и войнах Ивана Грозного. Она существовала до всего того, что обыденный ум называет «стариной неизбывной». Боги мои, ей, созданной в VI в. до н.э., было уже 500 лет, когда родилась та самая Клеопатра…


Наверное, именно этими мгновениями Музей и дорог мне более всего. Их невозможно испытать, изучая древнеегипетский язык или листая внушительные фолианты альбомов. Только через прикосновение пальцев к предмету история прошлого разворачивается, словно доверяя слушателю самые сокровенные тайны своей сути. Это не может заменить ничто, и именно об этом спустя годы я стал говорить тем, кто приходит слушать мои лекции. Это тот самый, истинный, не искаженный посредничеством, контакт с ушедшими веками, который несет в себе вневременные истины.

Для тех, кто работает с этим пространством годами, мир настоящего и мир прошлого объединяются. Так привычно было осознавать, что за спинкой твоего кресла под стеклом лежит бронзовая бритва египтянина, который жил в X в до н.э., а поодаль – фаянсовая вставка в форме короны, которая украшала расписную стену дворца царя, который жил за 4 века до него. Чуть дальше, ближе к ящикам со слайдами и библиографией стоял шкафчик с ключами к шкафам: десятки ключей, открывающих пространство тысяч предметов, свидетельствующих о прошлом с той же силой, с какой в египетских текстах умерший уверял Осириса, бога вечности и бесконечности, в собственной безгрешности. Время исчезало каждый раз, когда рядом появлялась та самая, поистине египетская вечность, когда, например, вместе с одним из реставраторов, Борисом Серафимовичем, умудренным и немногословным человеком средних лет, мы сидели в Египетском зале перед витриной с деревянной пластикой Среднего царства: с одной из выставленных в витрине священных ладей с завидным постоянством падали двое деревянных гребцов; я держал в руках ладью, пока реставратор смолистым, природным клеем фиксировал гребцов. Нос и корму ладьи, созданной в XIX в. до н.э., венчали массивные головы овнов, в ее середине стояла кабина-наос, которая, как оказалось, снималась. Внутри находились изображения мумии умершего и его Ка – духовного «двойника», его жизненной силы. Гребцы были водружены на место, а в моей памяти отпечаталось еще одно поразительное открытие, недоступное всем тем, кто смотрит на ладью сквозь стекло витрины…

Между тем обыденная работа шла своим чередом. Как-то Ходжаш пришла в Сектор озадаченная и долго молчала. Потом из несгораемого металлического шкафа, где хранились тома инвентаря коллекции, были вынуты массивные тома перечня египетских слепков и впервые была озвучена идея создания Учебно-художественного музея РГГУ, вернее двух его египетских залов. Готовить документацию и создавать основу экспозиции Ходжаш отказалась, сославшись на обилие работы с подлинниками. Ольга была занята последними работами на хорах. Задача по реализации проекта в итоге оказалась моей проблемой. Именно проблемой, потому что нужно было не только подготовить предварительные проекты экспозиций двух залов, используя точные размеры помещений и данные обмера экспонатов, но и сделать объемные экспликации для двух залов и развернутые этикетки для нескольких сот предметов. Развернутые – значит, приблизительно по полстраницы текста на каждый памятник. Сначала объем задачи казался совершенно невыносимым, позже, по мере вхождения в суть дела, работа показалась все более и более интересной. Спустя месяц Ходжаш вышла на ученый совет музея с полностью готовыми планами экспозиций, для которых… она и пальцем о палец не ударила! Тогда я не задумывался еще об этом, не понимал, что моей серьезной и значимой работой отчитывается перед дирекцией совершенно другой человек, легко забывающий вспомнить имена тех, кто работал вместе с ним.

Потом начались поездки в РГГУ, в здание бывшей Высшей Партийной школы на ул. Чаянова. Залы будущего музея им. И.В. Цветаева стояли полупустые, свет был ужасный, но сама идея того, что здесь будут египетские залы музея, вдохновляла необыкновенно. Прекрасно подготовленная команда реставраторов киностудий Мосфильма под руководством г-на Гинзбурга реставрировала уникальные слепки, забытые, попранные, вышвырнутые из залов музея в 1969 году, когда Ходжаш сделала с художником А. Деулем новую экспозицию египетского зала, в которой место нашлось только для подлинных египетских вещей. Безусловно, концепция превосходная. Но заслужили ли уникальные копии того, чтобы валяться после этого в пыли и грязи подвале музея? Вот в чем вопрос.
Когда я первый раз по просьбе Ходжаш приехал на улицу Чаянова, то посреди почти пустого зала на первом этаже увидел потрясающую копию статуи царя Хафра из Египетского музея в Каире. Девушка из команды реставраторов подклеивала трон царя… разбитый на несколько десятков частей. Не лучшая судьба была и у слепка с Розеттского камня, который составляли по частям, прежде чем покрыть слоем краски, а затем воска, смешанного со скипидаром. Хафра был покрыт краской темно-зеленого цвета. На мой вопрос почему, реставраторы объяснили, что Ходжаш принесла им книги с… черно-белыми иллюстрациями. Когда на следующий день я принес прекрасный немецкий каталог Египетского музея в Каире с иллюстрациями, на которых статуя Хафра переливалась всем богатством цвета зелено-черного диорита с молочно-белыми прожилками, Гинзбург всплеснул руками. Было уже поздно переделывать то, что можно было сделать совершенно иначе, если знать, как выглядит оригинал. Впрочем, «перлов» была масса: у копии бронзового стоящего сфинкса Туту, оригинал которого хранился в Эрмитаже, был отломлен хвост. По просьбе реставраторов Ходжаш, оказалось, нарисовала то, как он должен был бы выглядеть. В итоге в экспозиции музея появился «уникальный», не имеющий во всем мире аналогов Туту, у которого хвост ниспадает вдоль задних ног, хотя, на самом деле, у Туту он всегда поднят и закручен практически в спираль.

В какой-то момент, попавшись на нескольких подобных оплошностях, Ходжаш вообще отстранилась от работы в РГГУ, оставив ее мне, как египтологу, Давиду Бернштейну – тогда главному дизайнеру ГМИИ и Ирине Викторовне Бакановой, энтузиасту и прекрасному человеку, которая возглавила музей РГГУ. Работали, не покладая рук, с огромным вдохновением и в прекрасной атмосфере. По моим книгам тогда реставраторы тонировали поверхность крышки саркофага великой «супруги бога» Анхнеснеферибры II, которая хранится в Британском музее и многих других предметов. Параллельно мне нужно было приготовить все этикетки, за исключением четырех, которые написала Ольга и десятка, которые сделала сама Ходжащ, просто переписав из уже опубликованной книги тексты своего друга и соавтора О.Д. Берлева. Мне же достался весь огромный фонд предметов, порой – невероятно редких. Не обошлось и без противостояния – от ГМИИ официально научным сотрудником в музей РГГУ, считавшийся юридически научным отделом ГМИИ, был направлен работник научно-методического отдела – А.Н. Баранов, человек конфликтный и крайне недалекий, избавиться от которого дом на Волхонке мечтал многие годы. В какой-то момент он, до этого теоретически "занимавшийся" эпохой Возрождения, возомнил себя египтологом, и стал вклиниваться в процесс работы, только тормозя его на самом деле.

Порой от работы просто, что называется, «закипали мозги». Например, один из самых сложных памятников – сфинкс в хаторическом парике царицы, при этом с именем фараона Тутмоса III на груди. Черный, глянцево-блестящий, красивый и одновременно ненавистный слепок. Сотни страниц книг были пролистаны, прежде чем в одной-единственной своей книге я обнаружил его фотографию. Выяснилось, что это сфинкс царицы Хатшепсут, узурпированный Тутмосом III, - единственный египетский предмет в собрании частного музея графа Баракко в Риме. Предмет редчайший. Ходжаш здесь только разводила руками, а меня словно проверяли на крепость.

Когда наступал час обеда, то Ирина Баканова, человек умный и трезвый, видя, насколько мы с Давидом вкладываемся в работу, шла в магазин, покупала закуску, хлеб, сок; мы расстилали газету на слепке базы колонны из дворца Артаксеркса II в Сузах в третьем, месопотамском зале, и обедали, уставшие, но действительно очень счастливые, потому что работать нам никто не мешал, и работа была очень интересной.

Прошли месяцы, прежде чем в РГГУ вновь появилась Ходжаш. Начерно египетские залы тогда были уже готовы. Многое изменилось по сравнению с теми моими предварительными планами экспозиции, с которыми она утверждала проект в дирекции; на втором этаже Давид поставил вертикально саркофаги, иначе распределил вещи в витринах, но все же все изменения со мной согласовывались, что рождало особую, глубинную ответственность за каждый шаг, за каждое слово.

Переломным днем стал день, когда к нам приехала Ходжаш и, сидя на стуле у того самого сфинкса царицы из музея Баракко, потребовала от меня все этикетки. Увесистая пачка, распечатанная накануне, легла в ее миниатюрные, чуть сморщенные и смуглые руки. Несколько минут она читала, а я стоял совершенно спокойный, зная, сколько труда вложено в эту работу. Постепенно я стал понимать, недоумевая, что ею овладевает негодование. Что за бред? – спрашивала она, тыча в текст. – Что это за «супруга бога»? Кто тебе сказал, что стелы «Хора на крокодилах» в древности обливали водой, чтобы она вобрала в себя силу священного текста?

Вне стен подземелья она словно теряла часть своей силы и здесь, в залах, где я провел часы, а она лишь минуты, всесильная Ходжаш в этот момент казалась смешной. Потому что не знала элементарных вещей, будучи доктором искусствоведения. Должен ли я был ей объяснять, что о ритуале обливания водой «стел Хора на крокодилах» впервые писал тот самый В.С. Голенищев, вещи из частного собрания которого она считала «своими»? Должен ли я был объяснять структуру титулов жриц бога Амона в Карнаке? Ни желания, ни сил это делать тогда не было. Именно тогда во мне со всей силой проснулось негодование, и я попросту предложил немедленно уничтожить мои этикетки, чтобы она, доктор наук, незамедлительно написала свои, несомненно, более правильные и точные. Когда я начал с трудом надрывать увесистую пачку этикеток, Ходжаш вскочила со стула и остановила меня. Больше мы никогда не обсуждали с ней вопрос о том, кто такая в Египте «супруга бога». Мои этикетки пошли экспозицию без правки.

Именно этот момент, на мой взгляд, был началом конца. Мы с Давидом и Ириной доделали экспозицию. Она была предметом моей личной гордости. Мало кто знал, сколько сил было потрачено на ее создание. С особенным трепетом я вглядывался в черты лица царицы Мутноджемет, младшей сестры Нефертити, голова статуи которой украшала центральную стенку второго египетского зала. О ней, называя ее «царицей Таиях», писал когда-то Максимилиан Волошин. Удивительная, едва заметная улыбка трогала ее губы и словно освещала совершенное лицо. Тогда, в далеком 1997 году я стоял и смотрел на слепок, даже и не предполагая, что спустя три года, в 2000, после своего дебюта на Международном Конгрессе в Каире, я приму участие в торжественной церемонии открытия восстановленной скульптурной четы фараона Хоремхеба и царицы Мутноджемет в образе богов – Амона и Мут. Великий француз Огюст Мариетт нашел скульптурную группу в Карнаке, разбитую на сотни фрагментов, Хуриг Сурузян почти полностью восстановила ее к началу конгресса. Я стоял в зале Египетского музея в Каире, смотрел на лицо царицы и она казалась мне такой особенной: ведь именно ее лицо мы с Давидом выбирали для экспозиции в далекой Москве, о ней я писал текст этикетки, а потом переживал, что массивная этикетка отваливалась от стены под этой поразительной головой…

Это было чуть больше, чем просто встреча, это был бессловесный разговор двух людей, которых разделяли века. Она была всесильной, но как свидетельствуют источники, несчастной царицей. Я же был просто египтологом, идущим навстречу своему миру, своему пространству, своей мечте…

Тогда в 1997 году, в июне, когда сделанную нами экспозицию должны были открывать Юрий Лужков, Ирина Антонова и ректор РГГУ – Афанасьев, я впервые уехал в Египет. Когда я вернулся, то зашел в залы Учебно-художественного Музея им. И.В. Цветаева и, подойдя к стенду об истории создания музея, узнал, что, оказывается, автором экспозиции, экспликаций и всех этикеток является доктор искусствоведения С.И. Ходжаш…

продолжение...

Илл: Анубис. Дерево, роспись. 13 в. до н.э. ГМИИ, I, Ia 5706. (с) фото - Виктор Солкин, 2011

Tags:

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
pudovick
Oct. 19th, 2007 10:35 am (UTC)
Лекции по Древнему Египту
Здравствуйте уважаемый Виктор! Обнаружила Ваш журнал и читаю, просто не могу оторваться. По роду своей деятельности я не имею отношения к археологии и истори, но очень интересуюсь Древним египтом, его историей, религией, жизнью египтян, конечно на любительском уровне. Узнала о лекционных курсах, которые проводятся ассоциацией "MAAT", но к большому сожалению, я живу в Казани, где такие мероприятия не проводятся. Понимая Вашу чрезмерную занятость, хотела бы спросить - не могли бы Вы посоветовать какие-нибудь серьезные книги по Древнему Египту, или, возможно, интернет-источники... А может что-то из читаемых лекций публикуется? Спасибо Вам и дай Бог успеха в Вашей интересной работе!
victorsolkin
Oct. 22nd, 2007 10:58 pm (UTC)
Re: Лекции по Древнему Египту
Здравствуйте,

Спасибо за Ваш интерес и добрые пожелания!

в принципе, Вам легче всего будет приобретать те книги, которые вышли недавно. У нас на сайте ым стараемся следить за всеми значимыми новинками. Есть два раздела:
http://maat.org.ru/books/index.shtml
http://maat.org.ru/public/index.shtml

По рецензиям на сайте Вы сможете соориентироваться, что Вам хотелось бы приобрести, например, через один из интернет-магазинов в сети. Лично я рекомендую "Лабиринт", там многое дешевле чем где бы то ни было.

С уважением,
ВС
pudovick
Oct. 24th, 2007 12:14 pm (UTC)
Re: Лекции по Древнему Египту
Здравствуйте, Виктор!
Спасибо за ответ. Я вчера как раз заказала в "Лабиринте" Вашу книгу
"Столпы небес. Сокровенный Египет."
и Жду с нетерпением!

Успеха Вам в Вашей интересной работе.
Если бы я начинала вою профессиональную карьеру заново, стала бы египтологом.

Елена.
(Deleted comment)
victorsolkin
Oct. 24th, 2007 09:28 am (UTC)
Пожалуйста!
Мне тоже пришлось в этом тексте о многом промолчать ;)
evu67
Jun. 17th, 2008 06:00 pm (UTC)
Виктор спасибо Вам огромное, за Ваши интереснейшие статьи и этот удивительный рассказ. Счастлива узнать о том, что Вы один из организаторов моего любимого Учебно-художественного музея РГГУ. Отдельное спасибо за тёплые слова о Ирине Бакановой, которою я глубоко уважаю.
victorsolkin
Jun. 17th, 2008 10:29 pm (UTC)
:-)
Ирина Викторовна очень достойный человек. Часто с теплотой вспоминаю ее :-)
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com