Виктор Солкин (victorsolkin) wrote,
Виктор Солкин
victorsolkin

Category:

Очарование подделок


Спросили тут меня об известных подделках в числе памятников древнеегипетского искусства и фальшивках. Думаю, многим будет интересно, поэтому некоторые тезисы по теме - ниже...



       

Египетские подделки не столь многочисленны, как китайские. Я, конечно же, имею в виду хорошие подделки, а не туристский ширпотреб. Почти никогда не удается хорошо подделать камень - пластика египетского искусства никак не дается фальсификаторам, которые даже в очень качественных своих "работах" либо допускают заметную жесткость форм, либо путаются в стилистике атрибутов, либо не умеют работать с поверхностью - а это египтяне знали превосходно. Об ошибках в иероглифических текстах я уже не говорю. В итоге, подделки из камня очень хорошо всегда видны. Особенно - из известняка. Впрочем, для подделок, из-за прочности гранита или диорита, чаще берут именно его. Исключения, редкие, все же есть. Приведу очень яркий пример - со знаменитой гранитной статуей Сенусерта III, которая была продана в 1998 году одной из парижских галерей в сопровождении экспертизы Элизабет Деланж, тогда хранившей в Лувре скульптуру Среднего царства (той самой эпохи). Г-жа Деланж отличный специалист, и это редкий, интереснейший случай, когда уже после продажи памятника, омраченной негативной оценкой Египетского музея в Берлине, а вернее - Дитриха Вилдунга, директора, выдающегося искусствоведа и опять же, специалиста по Среднему царству, была назначена новая материаловедческая экспертиза, показавшая наличие в поверхности камня следов стального абразива. В 2003 году мы писали о "стальном Сенусерте" у нас на сайте, с мнением Жана Йойотта, подробно. Я размещаю здесь не очень качественное фото этого памятника, крайне редкое. Это подлинный шедевр подделки (по сути, внешне, его отличает от известных подлинных портретов Сенусерта III только слишком маленькое расстояние от линии верхней губы к носу и некоторая узость лица), сильно скомпрометировавший Лувр.
Еще одна значимая и очень тонкая фальшивка. К сожалению, ею оказалась единственная известная на сегодняшний день статуя царицы Тетишери, хранившаяся в Британском музее (EA22558). Она была признана фальшивой в 1984 году, после исследования Вивиана Дэвиса, и даже экспонировалась на специальной выставке лучших подделок египетского искусства. Памятник этот широко известен. Вопросы к статуе появились из-за странной формы головного убора "нерет". Текст, что интересно, выполнен был почти идеально, с учетом особенностей эпиграфики начала XVIII династии.

Не так давно, в 2005 году в США через университет Род-Айленда пытались легализовать еще один "царский портрет", на это раз - "Тутанхамона", из известняка, простите, абсолютно кондовый. Опять же мы писали о нем и я давал о нем специальный комментарий.

Редкий случай, с пойманными авторами подделки - это нашумевшее дело о "Болтонской принцессе" - скульптуре амарнской принцессы из белого алебастра, которая неожиданно появилась в Великобритании и была в 2003 году приобретена Болтонским областным музеем за 440 тысяч британских фунтов. Она была фальшивой, что быстро установил Британский музей- . Изготовителей - отца и сына - довольно быстро нашли. Оказалось, что они наладили обширное производство, правда, занимались, в основном, подделкой памятников искусства Месопотамии. Британский музей давно уже подозревал их в создании ряда скандальных подделок. Проблема Болтона заключалась в том, что они приобрели памятник, не направившись на консультацию к опытному эксперту, а согласившись с мнением хранителя местного музея с весьма скудным собранием. Видимо, очень хотелось в коллекцию заполучить амарнский шедевр, заметно скопированный с известного торса Нефертити из Лувра.

С бронзой все и проще и сложнее одновременно. Ее подделывают чаще всего. Именно поэтому на всю бронзу обычно сразу делается материаловедческяа экспертиза. С другой стороны, патину поддельщики делают грубую, жесткую, чрезмерно объемную, пытаясь ею скрыть грубость работы. Почти никогда не подделывают бронзу с инкрустацией другими металлами, которая была распространена в Египте, но очень трудна в изготовлении. Совсем не учитывают специфику т.н. "черной бронзы", заменяя ее обычной в тех случаях, когда по ритуальным причинам возможен только особенный материал. На рынке фальшивой египетской бронзы, кондовой и смешной - море.

Труднее с фансом и стеклом. Его в Египте сейчас льют, в основном, по матрицам с подлинных предметов. Но у поддельщиков сильные проблемы с глазурованным слоем и с самой фаянсовой массой. Масса желтоватая, не белая; глазурь жидкая, с нарушением цветовой гаммы, вынутые из матрицы предметы не доведены, "жесткие", угловатые. Я не говорю уже о том как выписываются "иероглифические" тексты на этих вещах. Понимая, что глазурь качественная не удается, в последнее время стали делать вещи с "поврежденной" глазурью, вымывая ее почти добела. Но и тут, в основном, серьезнейшие ошибки с колорированием. Какие - говорить не буду :)

Со стеклом, кстати, связана одна из самых известных подделок египетского искусства - синяя "голова Тутанхамона", с которой опять же попался Лувр. Памятник известный, очень красивый, вошедший в массу каталогов, появившийся на обложке классической сорбоннской "Истории Древнего Египта" Н. Грималя, несмотря на явные несоответствия в головном уборе. После страшного скандала в 2002 году он тихо исчез из экспозиции и был "забыт". По сути, это плод истерии Лувра, который в 30-е гг. XX века с невероятной скоростью покупал амарнские памятники, пытаясь быстро сформироваать новый зал по "модной" теме вокруг Эхнатона и Тутанхамона. Да, кстати, доказана фальшивка также была с помощью материаловедческой экспертизы и там тоже была найдена сталь...

Почти никогда не подделывают папирус, ткани (предельно трудно и, видимо, не стоит того). Дерева фальшивого тоже не очень много, но оно бывает намного чаще, чем папирус. Отдельная тема - глина. Керамических подделок, как и фаянсовых, в Египте много. Совсем недавно в Бруклинском музее открылась выставка подделок из коптского собрания музея. Их много. Приобретены были некогда в большой спешке, целой коллекцией. Проблемность покупки выяснилась, когда несколько лет тому назад куратором египетской коллекции Бруклина стала Эдна Рассманн, отличный искусствовед, куоторая не побоялась выставить подделки. Детали выставки на сайте музея Большое количество "коптских" подделок объясняется тем, что в нем нет "высокого стиля" искусства эпохи фараонов, который очень трудно подделывается.

Это некий краткий обзор наиболее вопиющих случаев. Тут есть еще некоторая аналитика по ситуации. Наверное, будет правильнее, если будут какие-то вопросы по теме. Я постараюсь в меру своих возможностей, на них ответить.

(с) Виктор Солкин
(с) фото - RMN de France, British Museum.
Tags: искусство, профессиональное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments