?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Обе земли

Если посмотреть на Египет сверху, он напоминает собой гигантский цветок лотоса. Долина Нила с оливково-бурыми водами реки и пестрым ковром садов, пальмовых рощ и посевов – «стебель» лотоса; его «корень» - в районе Асуана, там, где Нил поражает своей могучей синевой, разбивающей красные гранитные скалы и крупный белый песок. Озеро Карун, именовавшееся в древности Меридовым и соединенное с рекой рукотворным каналом Бахр Юсуф, - «лист растения», лежащий в центре благодатного Фаюмского оазиса. В районе древнего Мемфиса, а сейчас – Каира, Нил распадается на рукава, образовывающие «цветок» – заболоченную Дельту, север которой омывает «Великая зелень» - Средиземное море.


Земли долины реки и сжимающие ее безводные пески пустыни образуют два вечно борющихся обиталища жизни и смерти, которые древние египтяне назвали Кемет «черная земля», плодородная почва, удобренная нильским илом, и Дешрет, «красная земля», бесконечные пески Сахары. Города и деревни располагались только в самой долине реки и, конечно же, в больших оазисах на западе – в Сиве, Бахарии, Харге.
В древности Египет делился на две части и по горизонтали: Дельту Нила называли та меху, «земля папируса», или Нижний Египет, а собственно долину реки – та шема, «земля лилии», или Верхний Египет. Пески и плодородные земли, долину и Дельту Нил соединяет в нерасторжимое единство, которое мы сегодня называем Египтом. Во все исторические периоды именно Нил был основой для объединения страны, а, кроме того, главным транспортным путем; нильский ил был залогом урожайностей полей и нив. В египетском языке для Нила не было специального названия; древние именовали его просто итеру, «река», или же итеру аа, «великая река».
Неподалеку от современного Каира, в важном стратегическом пункте, где долина и Дельта «встречаются», еще в начале III тысячелетия до н.э. первыми египетскими царями была основан город Мемфис, блистательная столица эпохи Древнего царства. Административный центр Египта времени Среднего царства, Ититауи «Объединившая Обе земли», располагался сравнительно неподалеку, у Фаюмского оазиса. Даже в Новом царстве и в Позднее время, когда столицей преимущественно были великие Фивы, область Мемфиса оставалась ключевой по своей значимости для управления страной; эта значимость выражалась даже в названиях районов города – Мехаттауи, «весы Обеих земель». Анхтауи – «Жизнь Обеих земель».
Пустыни, море и нильские пороги способствовали естественной изоляции египетского государства. За восточным, Танисским рукавом Нила находились враждебные и неспокойные Речену и Нахарина – земли Финикии и Сирии-Палестины, на протяжении многих веков бывшие объектом завоевательных походов фараонов. На юге, за первым порогом, располагалась Нубия – гористые и пустынные, населенные воинственными племенами туземцев, «земли золота» Вават, Куш и Хенетхеннефер, снабжавшие Египет не только драгоценными металлами и медью, но и восхитительным песчаником, шедшим на строительство храмов и изготовление статуй.
Большое значение египтяне придавали величайшим городам своей земли, считавшимся особенно священными. Так, видимо еще в додинастическую эпоху царские погребальные процессии посещали Саис, город владычицы Нейт, Буто, где почиталась грозная змея Уаджет и Гелиополь, город солнечного бога – важнейшие религиозные центры Дельты. Неподалеку у Пелусийского русла Нила располагался Пер-Баст, греческий Бубастис, центр почитания богини Бастет, дочери солнечного божества, священным животным которой была кошка. Наконец, у самой восточной границы Дельты в 13 в. до н.э. Рамсес Великий основал на месте древнего поселения азиатских пришельцев свою столицу Пер-Рамсес, слывшую крупным центром почитания воинственного бога Сетха и азиатских богинь Анат и Ашторет, вошедших в это время в египетский пантеон.
На юго-запад от Мемфиса, которым повелевал бог-покровитель ремесла Птах, его супруга львица Сехмет и их сын – лотосоподобный Нефертум, в древности располагались крупные города Фаюмского оазиса. Среди них выделялся Шедет, названный греческими путешественниками Крокодилополем, так как это был культовый центр бога нильской воды Себека, сына великой Нейт, рождавшей свое дитя в образе крокодила во время нильского половодья. Южнее Фаюма находились Шмун, владыкой которого был ибисоголовый бог мудрости Тот; Ассиут, центр почитания шакалоголового хранителя некрополей Анубиса и волка Упуата; Дендера, обитель небесной богини любви Хатхор; величайший город Египта Абидос - место почитания Осириса и Исиды; резиденция владыки восточной пустыни Мина – Коптос; и, наконец, блистательный Уасет, греческие Фивы, грандиозная столица Амона-Ра, его супруги Мут и их сына Хонсу.
Располагавшийся неподалеку город Эсне, крупный культовый центр бога-гончара Хнума назывался «божественный холм, вершина которого поднялась из Нуна»; в Эдфу почитался великий Хор Бехдетский, сын Солнца, защитивший его от злых сил вселенной, а в Ком Омбо – Себек и Хорур, брат Осириса. Хапи, бог Нила обитал в глубоких пещерах у первого порога Нила в Асуане, неподалеку от острова Элефантина, где в древности стояли храмы Хнума, владыки порогов, и богинь его круга – Сатет и Анукет.
С юга на север несет свои воды Нил. Раз в год, в июне, в результате тропических ливней в экваториальной Африке, воды в Ниле прибывали, и начиналось знаменитое половодье. Вода стояла на полях вплоть до сентября. Сухопутное передвижение было возможным лишь по многочисленным дамбам; вниз и вверх по течению реки устремлялись сотни кораблей, ладей и маленьких лодчонок, связывавших города, обычно располагавшихся на более высоких местах. Ниломеры на острове Элефантина у Асуана и в Мемфисе фиксировали верхнюю точку уровня воды, предвещавший богатство или скудность будущего урожая: остававшийся на полях после спада воды в октябре плодородный ил был основой щедрости египетской земли. Идеальным считался разлив, во время которого вода поднималась на шестнадцать локтей, что приблизительно составляло восемь метров. Недостаточный разлив сулил египтянам голод, избыточный – угрожал городам и селам наводнением. С помощью «журавлей» шадуфов и бесчисленных каналов крестьяне поднимали воду на самые высокие земли долины и бились с пустыней за каждый клочок земли, пригодной для посева. Начало разлива обычно совпадало с Упет ренепет – новогодним праздником, провозглашавшимся при появлении звезды Сепедет – Сириуса, посвященного благой богине Исиде и считавшегося ее небесным воплощением.
Египетский календарный год был солнечным и насчитывал 365 дней. Он состоял из трех больших периодов по четыре месяца каждый. Месяц состоял из 30 суток. В конце года 5 дополнительных «эпагоменальных» суток посвящались младшим богам гелиопольской Эннеады, - Осирису, Исиде, Хоруру, Сетху и Нефтиде. Египетская традиция эпохи Птолемеев приписывает изобретение календаря, ориентированного на звезду Исиды Имхотепу, знаменитому мудрецу, создателю грандиозного пирамидного комплекса фараона Джосера в Саккара, жившему в XXVIII веке до н.э.
Во время половодья, сезона, именовавшегося ахет (месяцы Тот, Паофи, Атир, Хойак), свободные от работы крестьяне привлекались на общественные строительные работы. Когда воды Нила начинали спадать, начиналось время посева перет, «всходы», длившееся с Ноября по Февраль (месяцы Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути). Сезон засухи шему, «урожай» (месяцы Пахонс, Паини, Эпифи, Месоре), длился с Марта по Июнь, а затем этот жизненный цикл повторялся вновь. Разлив сменялся посевом, посев урожаем, и вот - небесная Исида в высокой звездной короне из золотых перьев вновь возвещала о торжестве священных речных вод.
Каждый раз пустыня надвигается на зеленую долину. Пятьдесят дней дует с запада нестерпимый ветер хамсин: владыка песков, рыжеволосый Сетх неистовствует, обрушивая на все живое несметные полчища своих слуг, несущих смерть и запустение. Истощенная, потрескавшаяся от зноя, черная земля стонет по своему божественному благому владыке, Осирису, убитому Сетхом. В последней битве тьмы и света Хор, сын и наследник Осириса повергает силы пустыни. В глубине последней ночи старого года совершается великое таинство: под охраной всех благих сил вселенной Исида, сестра, супруга и вдова бога вкладывает силу своей предвечной любви в священное зерно. Золотое зерно, бессмертный источник жизни, погруженное в землю – соединенное из кусков тело бога. От одной единственной слезы богини в эту ночь Нил выходит из берегов, и весь Египет торжествует победу жизни. Земля, тело Осириса, возрождается молодыми зелеными всходами, в каждом из которых заключена нескончаемая божественная сила одного из сакральных циклов египетской традиции, измеряемого понятием джет – «постоянство вечности».
Подчиняясь ритму смены жизни и смерти, ставших частями единой жизни, земное пространство египтян измеряется четырьмя сторонами света. С юга на север несет свои воды Нил. На заре каждого дня на востоке небесная богиня Нут в муках рождает Солнечное божество. Выйдя через чрево Нут из Дуата, мира иного, Солнце принимает свою утреннюю форму скарабея Хепри, воплощения молодости и творческой силы. В полдень Хепри («Развивающийся») трансформируется в образ зрелого мужа Ра, для того, чтобы в вечерние часы превратиться в умудренного опытом старца Атума («Завершенный»). Золотая солнечная ладья Манеджет, прибывая к причалу запада, принимает форму Месектет, черной ночной ладьи. На ней ночная форма солнечного божества пересекает грань времен и продолжает странствие по великой реке иного мира, отражением которой является земной Нил. Побеждая в схватке символ хаоса – гигантского змея Апопа, солнечное божество восстанавливает попранные устои Маат, вселенской гармонии. Вскоре, вновь омоложенное, оно рождается на восточном горизонте неба. В самых темных глубинах миров милостивая богиня-скорпион Селкет тем временем воссоединяет из кусков тело Апопа, чтобы продолжалась борьба добра и зла, чтобы оставался неизменным вселенский цикл нехех – «бесконечность движения».
XIII в. до н.э. датируется древнейшая известная нам египетская географическая карта. Она выполнена на папирусе и хранится в собрании Египетского музея в Турине. Вероятно, на ней изображен район Вади Мийа, золотые прииски которого снабжали драгоценным металлом важнейшие храмы страны, и, в их числе, храм Осириса в Абидосе. К счастью, несмотря на то, что карта довольно сильно повреждена, ее самая важная центральная часть сохранилась. Четыре дороги, дома поселения золотоискателей и святилище Амона окрашены в бледно-красный цвет. Более темными цветами покрыты изображения гор, а насыщенным красно-коричневым – «золотая гора», в которой находились прииски. Судя по внушительным размерам храма Амона, поселок золотодобытчиков, вероятно, был внушительным, а время эксплуатации месторождения довольно продолжительным. Видимо, различная интенсивность степени окраски той или иной горы указывала на степень ее разработанности и содержание в ней золота, пригодного для добычи и выплавки. Масштаб карты, ее небольшая площадь и обилие конкретных указаний, говорят о том, что ее следует считать детальной картой золотого месторождения, первым известным памятником такого рода в истории человечества.
Исследователи, изучавшие карту, отмечали, что писец, выполнивший ее, поместил указания о направлении к морю слева, в то время как это море может быть только Красным, а, следовательно, с нашей точки зрения должно располагать справа. Этот факт, как, впрочем, и указания многих других источников говорят о том, что в отличие от нас древние египтяне основным ориентиром при восприятии мира считали ни север, а юг. Для обозначения юга помимо традиционного ресит, использовалось и слово теп – «голова», в противоположность пехет - «концу», под которым подразумевался север, мехит. Свое пространство египтяне считали расположенным между этими основными координатами, для определения которых существовало особое выражение упет та – «рога земли». Сравнение земного пространства с быком, лежащим по оси юг север, перпендикулярно небесной корове, простирающейся с востока на запад, вообще очень характерно для египтян:
«когда он стоит в Пайамуне (совр. Телль эль-Баламун), кончик хвоста его – в зарослях папируса (т.е. на севере). Один его рог покоится на западной горе, другой – на восточной. Место его отдохновения – главное русло реки».
Интересно, что это географическое восприятие мира сложилось, видимо, еще в доисторическую эпоху – в додинастических культурах умерших погребали головой на юг; этому же правилу следует поэт, сравнивая царицу Хатшепсут, правившую в 16 в. до н.э., с важнейшими частями такелажа вселенского корабля: «носовым канатом перед Верхним Египтом» и «кормовым канатом позади Нижнего Египта». Сам корабль плывет к верховьям Нила, причем его ими урет - правый борт это восток, а та ур, левый борт – запад. Таков глазами египтянина истинный порядок вещей, а потому Верхний Египет в титулатуре царя упоминается перед Нижним Египтом, а священный остров бога Хнума, великая Элефантина, лежащая ныне в руинах, именуется в гимнах «первым из городов», или же просто «началом».
Подобным же образом, в текстах правая сторона всегда связывается с западом, именет, а левая, соответственно, с востоком – иабет; любопытно, что правая сторона была первична и связывалась с благом, прочностью и истинностью, а левая, вторичная, - с ложью, слабостью и всяческими бедами. Справа от человека находятся благие люди, как то вельможа - «носитель опахала справа от царя», передающий ему, обмахивая опахалом, божественное благословение, или даже боги, как, например, в имени «Монту справа от него». Правое око предвечного бога – Ра, солнце, а левое – замещающий его Тот, или Ях – луна. В тексте папируса Эберс говорится, что все, что справа связано с жизнью, а то, что слева – со смертью. Именно на восток, дороги которого «малы и трудны» отсылает Амон грешные души, в то время как благие сущности следуют по «прекрасным путям запада», которые ведут к возрождению и вечной жизни.
В последовательности сторон света, расположенных, таким образом, по своей значимости – юг, север, запад, восток, особое место занимает хери-иб та – «центр земли», изначальный фрагмент суши, на котором когда-то бог создал вселенную.
Традиционный порядок, согласно которому мир разделяется на четыре части, ясно прослеживается в перечислении богов, человеческих рас, стран и земель, в разметке земли при строительстве сооружений; согласно этой системе восприятия мира, чтобы провозгласить воцарение нового фараона боги спешат к четырем сторонам света, и даже сам Амон, обращает к ним свой божественный взор, повергая к стопам царя, своего сына, противников и иноземцев. Каждая сторона света имела в восприятии египтян свои неотъемлемые особенности. Так, в одном птолемеевском тексте приводится следующее определение безграничности мира:
«юг вплоть до ветра, север вплоть до но мрака, запад вплоть до (места), где заходит диск твой, восток – вплоть до (места), где он восходит».
Ветер, упомянутый для обозначения пределов юга, был северным, и саму фразу следует понимать «до тех областей, которых достигает северный ветер». Космическая тьма окружает всю вселенную, однако не следует удивляться тому, что мрак был определен как предел мира на севере; амарнская концепция определяла пределы мира тем пространством, в котором виден «свет солнечного диска», то есть так далеко, как проникает свет. Крайней точкой севера, таким образом, считалось место, где меркнет свет и начинается вечная ночь. Также о севере самого Египта часто говорили «север до границ моря», подразумевая, что граница страны проходила не по побережью Дельты, а по противоположному берегу Средиземного моря, теряющемуся в неизвестности. Для того, чтобы описать все пространство по меридиану юг – север, говорили «до пределов ветра и моря», а пространство по направлению запад – восток, как мы уже видели, ограничивали восходом и заходом солнца. В отличие от многих других цивилизаций, в Египте не существовало четкой взаимосвязи между сторонами света и определенными цветами.


Пространство небесное

Египтяне, судя по сохранившимся источникам, не менее подробно изучали и небесное пространство. Небо для египтян - это и богиня Нут, и покоящийся на божественных опорах предвечный океан Нун, и, наконец, тело великой небесной коровы.
На смену богу Ра ночью земной горизонт заполняют луна - мужское божество Осирис-Ях, деканы - звезды или созвездия, которые при восходе указывают на наступление нового «часа» - одного из 12 отрезков ночи и другие небесные тела-существа.
«Начало этим звездам в небе... в первом месяце сезона разлива Нила, когда восходит Сепедет (Сириус - В.С.), говорит книга Шен Идену... В первом месяце сезона разлива Нила при восходе Сириуса все эти звезды восходят в небе... Вот, в начале года каждого Ра, следует установленному пути звездному. Сказано в книге Бенен: “Сириус, восемнадцать звезд позади нее, восемнадцать звезд впереди нее... Вот двадцать девять их, созданий этих, что существуют и творят в небесах, двадцать девять звезд в этой широте небесной. Одна умирает и другая живет в каждые десять дней... Теперь до тех, что в Дуате - семь их”.
С древнейших времен Сириус, небесное воплощение Исиды, “госпожи звезд”, почитался в древнем Египте как предвечная звезда, повелевающая остальными звездами-деканами, каждая из которых, подобно Сириусу, становится невидимой в течение семидесяти дней. На юге Египта, в районе первых порогов Нила, Сириус также считался воплощением львиноголовой богини Тефнут-Сехмет, возвращающейся после долгого странствия в Египет и приносящей с собой благодатный разлив Нила, несущий процветание. Появлению Сириуса на двадцать один день предшествует “выход” созвездия Сах (Ориона), “царя звезд”, небесного воплощения Осириса. “Вот, имя твое - Тот-Кто-В-Орионе, Осирис”, - гласят Тексты пирамид. На потолках царских гробниц Орион-Осирис изображается в образе антропоморфного бога в ладье со скипетром в руках, обращенного назад к ладье Сириуса-Исиды, выступающей в высокой короне из двух перьев и следующей за ней ладье со звездой Сепед - воплощением бога Хора, сына Осириса и Исиды.
Наиболее подробно астрономические явления описаны в одном из отрывков папируса Карлсберг I, повествующем о “жизни звезд” и их происхождении от богини Нут:
“Вот, по границам неба звезды эти шествуют извне ее (Нут - В.С.) в ночи, когда сияют они и видимы. Внутри нее шествуют они днем, когда не сияют они и невидимы. С этим богом (Ра - В.С.) они входят и шествуют вперед. С ним они двигаются по опорам Шу, останавливаясь на своих местах. После захода Его Величества (т.е. бога Солнца - В.С.) на западном горизонте входят они в Нут в месте головы ее на западе. Поедает она их. Геб разгневался на Нут за поедание это. Названо имя ее: “Свинья, поедающая своих поросят”, потому что она поедала их. Ее отец Шу поднял ее и вознес над собой, сказав: “Да оставят Геба в гневе его. Да не дадут ему гневаться на нее, из-за того, что поедает она молодь свою. Они должны жить и шествовать вперед от места под ее ногами на востоке каждый день, как дает она жизнь Ра ежедневно”. Не называли имя ее “Мать богов” до рождения их. Не упал ни один из них. Тот же, кто идет к земле - умирает и входит в Дуат. Останавливается в Доме Геба на 70 дней. Теряет свою нечистоту на земле в 70 дней. Никто не называет имени “ослабленного” 70 дней. Имя “живущего” не произносят “ослабленному”, оставляющему нечистоту на земле.... Чисты они, живы они, головы их положены для них на востоке. Происходит так, что один умирает и другой живет каждые десять дней. Это - головы богов. Вот, на востоке празднуют они празднество первое. Голова одного из них помещена на тело другого из числа их... Слезы их падают, становясь рыбами. Начало жизни звезды - в озере. Она выходит из воды, она взлетает ввысь, ввысь из моря, вне другой формы. Вот, жизнь звезд. Они шествуют из Дуата и извлечены на небеса. Геб стал владыкой богов. Геб поборол Нут. Приказал он им, чтобы показали они свои головы на востоке. Во второй раз Геб сказал богам: “Приставьте опоры к головам их. Они жили и их головы существовали. Погребения их подобны людским. Правда, в Дуате они. Это то, что делается умершими. Души шествуют в небесах ночью. Пути их - к границам неба днем для тех, кто не восходит в видимости. Когда же видны они живущим, это и в самом деле звезда, совершающая путь свой и сияющая в небе в часы ночные, плывущая по небу великолепно. Значит это, что жизнь ее видна... Вот, это составляет книгу Сеф. Не найдено большего. Полностью она. Это ее конец”.
Особым почитанием в Египте пользовались пять основных планет, три из которых считались небесными воплощениями бога Хора. Пять планет были известны египтянам с глубокой древности. Так, например, первые упоминания и изображения Себа Реси Эн Пет (Юпитер) встречаются уже на крышке саркофага вельможи Хени XXI в. до н.э. Подобные звездные таблицы должны были сообщать покойному ночное время, с тем, чтобы он знал, в каком месте подземного мира он находится в тот или иной момент. Изображения планет в контексте «звездных таблиц» имеются на потолках многих гробниц царей и вельмож, на потолках заупокойных храмов. Зодиаки из птолемеевских храмов - Хатхор в Дендере, Хнума в Эсне, Мина в Коптосе, а также некоторые другие сохранили интересные планетарные тексты и изображения.
Себа реси эн пет - “Южная звезда неба” (Юпитер) почиталась как - “Хор-Тайна-Обеих-Земель-Спутник-Неба” или “Хор-Освещающий-Обе-Земли” и изображалась в виде человека с головой сокола, увенчанного звездой и стоящего в золотой ладье.
Себа иабти джа пет - “Восточная звезда, пересекающая небо” (Сатурн) именовалась также “Хор-Бык-Небес” и изображалась также как Себа реси эн пет или в виде человека с головой быка, держащего скипетр уас, символизировавший верховную власть.
Хор джесер - “Красный Хор” (Марс) имел эпитет “плывущий спиной вперед”, изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, змеиной шеей и тремя змеиными головами; иногда в образе сокола в хеджет - белой короне Верхнего Египта.
Себег или Сетх эм уха нечер эм дуаит - “Сетх в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках” (Меркурий) считался небесным образом бога Сетха; изображался в виде сокола со змеиной шеей и головой Сетха или же, во избежание изображения Сетха на потолке гробницы в образе стоящего антропоморфного божества.
Себа джа - “Пересекающая звезда” (Венера) представлялась в образе Бену - бессмертного феникса, “бога великого, самого себя создавшего... приносящего разлив Нила, божественной души Ба Осириса”; зодиак из храма Хатхор в Дендере называет эту планету Па нечер дуауи - “Утренняя звезда”. Изображалась Себа джа в виде двуглавого антропоморфного божества или в образе самого феникса - белоснежной цапли в короне Осириса Атеф.
Исключительный интерес в контексте астрономических знаний древних египтян представляют изображения на потолке гробницы вельможи Сененмута - архитектора храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (XVI в. до н.э.), а также потолок погребальной камеры гробницы фараона Сети I в Долине царей (XIII в. до н.э.). Здесь помимо таблицы звезд - определителей ночного времени - показаны: северная и южная стороны небосвода, северные околополюсные созвездия, кульминация звезд Eta и Zeta Большой Медведицы, кульминация звезды Beta Малой Медведицы. Все это позволяло провести линию небесного меридиана на широте Фив. Звезды “пояса декан”, таким образом, отходили к южному скоплению. Из всех их групп - Кенемет, Хеннетет и других только Сах и Сепедет идентифицированы как Орион и Сириус. Остальные идентификации все еще очень сомнительны.
Группа «северных созвездий» считалась самой важной на небосводе и всегда присутствует на изображениях. Месхетиу – «Бычья нога» (Большая Медведица), принадлежащая Сетху, изображается рядом со стерегущим ее воплощением Исиды Хесамут – «Исидой, Матерью Грозной» - Великим Гиппопотамом, появляющимся в небе в сопровождении одного-двух крокодилов.
«Что до этой передней ноги Сетха, то она в северной части неба, привязанная к кремниевым столбам золотой цепью. Вверено было Исиде - Гиппопотаму, - говорится в тексте Книги Дня и Ночи и мифологическом папирусе Жюмильяк, - после того, как он (Хор) отрезал его (Сетха) переднюю ногу, он бросил ее в середину неба, поставлены боги хранить ее, Переднюю Ногу северного неба и Великая Гиппопотам держит ее так, что она не может двигаться среди богов».
Сокологоловый бог Ан часто с солнечным диском на голове, держащий канат, возможно, представляет созвездие Лебедя. Селкет, богиня охранительница умерших часто изображается рядом с Месехтиу. Ниже находятся созвездия “звезды бога Ра” Нечер-ру - “Божественного Льва”, крокодила Хетеп редуи, символизирующего «Владыку Вод» - бога Себека, а также антропоморфное божество, повергающее крокодила, Сокол, Столб. Большинство северных созвездий не идентифицировано. В шествии богов в северной части неба, возглавляемом Исидой, обязательно изображались духи-сыновья Хора, охранители умершего, ряд особых небесных божеств - Мааэнитеф – «Видящий отца своего», Иренджетеф – «Сотворивший тело свое», Ирренефджесеф – «Сам создавший имя свое», некоторые другие; замыкал процессию правящий или умерший царь. На северной стороне неба представлены также двенадцать кругов, соответствующих двенадцати месяцам египетского календаря, с подразделением каждого на двадцать четыре сегмента. Эти сегменты делили время от захода до восхода солнца на двадцать четыре временных отрезка. Каждый отрезок ночи характеризовался соответствующим расположением звезд на небе.
В конце эпохи Нового царства в гробницах фараонов Рамсеса VI, VII и IX были изображены уникальные “звездные часы”. Они состоят из двадцати четырех таблиц для двадцати четырех полумесячных интервалов одного года. Каждая таблица снабжена изображением сидящего жреца и системой девяти вертикальных линий, пересеченных тринадцатью горизонтальными линиями. Горизонтальные линии представляют начало ночи и концы двенадцати ее часов. Сопровождающий текст объясняет, в каком положении звезда должна находиться в данный час по отношению к фигуре сидящего жреца. Таким образом, ночью два жреца садились на крыше храма лицом друг к другу строго в направлении небесного меридиана, то есть в направлении с севера на юг. Один из жрецов смотрел на лицо другого через маленькое отверстие специального инструмента. В этот же момент первый жрец - наблюдатель с помощью инструмента мерхет - веревочного отвеса с грузилом отмечал положение необходимой звезды на небе относительно фигуры противосидящего жреца. Если звезда находилась строго над головой последнего, то это означало, что она достигла своей высшей точки на небе, находится на линии небесного меридиана, раха иб – «напротив сердца». Если звезда была ниже или в стороне от меридиана, то это положение фиксировалось как херирет унеми (херирет иаби) – «у правого глаза» («у левого глаза»), херках унеми (херках иаби) – «на правом плече» («на левом плече») и т.д.
Довольно мало мы знаем о египетских астрономах. Надпись эпохи Птолемеев донесла до нас имя «наблюдателя за звездами храма Себека, Хенту»; в современных ему текстах из храма Исиды на острове Филе упомянут «пророк Сириуса в движении луны, жрец пяти живущих звезд (т.е. планет), знающий время затмения солнца и луны». Однако наиболее интересное открытие, связанное с именем египетского астронома было сделано в 1906 году в местечке Телль Фараин. Здесь была обнаружена статуя некого Хархеби (III в. до н.э.), надпись на которой говорит, что он был
«наследный принц и князь, единственный спутник (царя), посвященный в тайные писания, наблюдающий за всем, что в небесах, за всем, что на земле, чистый взором в наблюдении звезд, среди которых нет потерявшихся, кто объявляет о восходе и закате в их время, с богами, которые предсказывают будущее, для чего он очистил себя в их дни, когда Ах (декан - В.С.) взошел за Бену (Венера - В.С.) с земли и он удовлетворил земли своими изречениями; который наблюдает кульминацию каждой звезды в небе, который знает «выходы» все в год добрый, предсказывает «выход» Сириуса в начале года. Он наблюдает за ней (Сириус - В.С.) в день ее первого празднества, сведущий в ее пути, в ее дневных деяниях; все, что предвещает она - в заботах его; зная «север» и «юг» солнца, провозглашающий все его чудеса и определяющий сроки их, он объявляет, когда случатся они в их время; который разделяет часы на два времени (день и ночь - В.С.), не ошибаясь ночью...; который не пропускает ничего из того, что касается его, осмотрительный со всем, что он видел”.
Гораздо меньшее значение, чем астрономия в мировоззрении египтян играла астрология. Египетские гороскопы, наиболее древний из которых датируется всего лишь 38 г. до н.э., выполнялись на остраконах и были своеобразным синтезом греко-египетской и вавилонской религиозно-астрономической мысли. В древнеегипетской традиции будущее человека узнавалось, прежде всего, не из астрологического расчета, а из предсказаний богов - Семи Хатхор, приходящих к новорожденному и предрекавших его судьбу, оракулов богов и богинь. Кроме того, существовали специальные календари счастливых и несчастливых дней, связанных с теми или иными событиями из жизни богов, когда-то произошедшими в эти дни. Так, счастливыми считались первый день месяца Мехир, когда Ра своими руками поднял небесный свод и двенадцатый день месяца Фаменот, когда Тот занял место Атума во владении храмовым “Озером двух истин”. На третий день месяца Мехир Сетх со своими подвижниками воспрепятствовал плаванию Шу. Это был опасный день, подобный тринадцатому дню того же месяца, когда становятся ужасными глаза Сехмет, насылающей в гневе болезни. Что же касается двадцать шестого дня месяца Тот, то этот день был несчастливым, так как на него приходилась годовщина великого сражения Хора с Сетхом. День рождения Сетха, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел никаких дел. Были дни, когда не разрешалось зажигать в доме огонь, возбранялось веселиться, произносить имя Сетха.

Цит. по: Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001, сноски опущены.

Илл: Дельта Нила из космоса.

Tags:

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com