?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно столкнулся в одной из социальных сетей с забавным и отчасти печальным явлением. Египтология в России и странах СНГ не такая уж популярная дисциплина: надо тратить, не имея явной перспективы, годы и силы на изучение древнеегипетской культуры, истории, языка. Куда проще поставить, не зная ни языка, ни истории религии, пластмассовую статуэтку Анубиса дома на бабкин обшарпанный комод и объявить себя "кеметистом". Поясню: портрет среднего кеметиста - это гражданин Украины (почему-то именно Украины, не России) 18-25 лет от роду, который (которая), не имея ни знаний, ни вообще представления о том, что такое древнеегипетская культура, мнит себя "посвященным" и "жрецом" и "служит" египетским богам.

Поветрие это пришло к нам из США: там некая гражданка Тамара Сюида, возомнившая себя "Ее Величеством Хекатауи II", "правит" своими адептами, совершая над ними ритуалы и таинства, например, свадьбы. Увы, мы не знаем, как проходила свадьба в Древнем Египте. Но Тамара Сюида, обладающая большой фантазией, "знает" и за презренные зеленые бумажки, именуемые "долларами", готова провести над желающими нужный обряд. Дуракам, как известно, закон не писан.

У нас еще хуже: десятки абсолютно безграмотных подростков, которые не только не способны перевести с древнеегипетского языка элементарную фразу и понять, какое именно божество изображено на стене гробницы, спорят между собой, кто из них просто "жрец", а кто "великий жрец". Увы, в Древнем Египте их бы избивали долго и тщательно плетями из гиппопотамовой кожи за недостаток знания, за леность и скудоумие. Но время другое.

Это было бы действительно очень смешно, если бы это не было реальностью Украины и России XXI века. А потому приблизительно раз в месяц мне приходит стандартное письмо такого содержания: "Здрасьте, я великая жрица. Перерождение великой жрицы. И поэтому Вы обязаны мне давать информацию по египтологии. Бесплатно, потому что вы тут, типа, ученый, а я жрица. И Вы мне тут, типа, должны". Порой обидно, что времена другие, и таких "жриц" нельзя сразу отправить за хамство и природную глупость на золотые прииски. Порой смешно, когда смотришь на какое-нибудь сообщество в сети и видишь в нем тупые перепечатки из теософских текстов, плохих переводов герметики и просто блажи, которую кто-то выдает за "сокровенное древнеегипетское знание". От древнеегипетской религии все это также далеко, как Таймыр от Синайского полуострова.

Понятно, что я бы и не реагировал на подобное, если бы не активный интерес ко мне среди этих блаженных. Я все понимаю: в далеком Усть-Каменогорске модное увлечение "древнеегипетской религией, в которой я адепт" позволяет выделиться среди сверстников, казаться умнее, интереснее, состоятельнее. Но вот незадача: оказывается, для изучения древнеегипетской религии нужно знать не только древнеегипетский язык на очень высоком уровне, но еще и европейские языки, чтобы читать, читать и еще раз читать книги. Современным "великим провидцам" и "жрецам Амона" 1985-1992 годов рождения это явно не по силам. В итоге бешеные провинциальные амбиции,взращенные дешевой эзотерической литературой и отсутствием информации порождают агрессию: мне, например, пишут, что я, такой нехороший человек, не разрешаю копировать свои материалы без ссылки на автора. Заходишь, получив письмо, в профайл автора: чаще всего тщедушный украинский хлопец, бездарный, с трудом переводящий с английского языка вирши про "демонов в Древнем Египте" и клеймящий всех и вся, кто не помог ему подняться и стать великим ))

Спрашивается, а ты, детка, кто? А что ты, детка, собственно, сделал? Какие усилия ты потратил, чтобы получить знания и вообще иметь претензии к тем, кто пахал годы и годы, пока ты писал в пеленки и ел молочную смесь? Ответов на все эти вопросы нет. Помнится, одна моя знакомая, обладающая великолепным чувством юмора, как-то поинтересовалась: а почему "перерождаются" все больше Нефертити и Клеопатры, а не носительницы их сандалий? Или негоже, прочитав три книжки, сидя в Житомире, понимать, что до Рамсеса тебе, дорогой, как до Луксора пешком?

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
xenized
Mar. 24th, 2012 11:14 pm (UTC)
99% просто чокнутых.
Ну, или от избытка свободного времени.
victorsolkin
Mar. 24th, 2012 11:19 pm (UTC)
Нет. От желания быть "иными" не затратив на это ни грамма реальных сил и времени.
(no subject) - xenized - Mar. 25th, 2012 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - 6_h_h - Mar. 25th, 2012 08:45 am (UTC) - Expand
urush
Mar. 24th, 2012 11:17 pm (UTC)
Батюшки святы!
египтяне что, тоже верили в реинкарнацЫю!?
victorsolkin
Mar. 24th, 2012 11:20 pm (UTC)
Re: Батюшки святы!
Нет. У них бытовало представление исключительно о "целевой" реинкарнации, когда боги посылают на землю душу с конкретной важной целью. Потоковой, индийской реинкарнации они не знали.
Re: Батюшки святы! - urush - Mar. 24th, 2012 11:26 pm (UTC) - Expand
Re: Батюшки святы! - victorsolkin - Mar. 24th, 2012 11:30 pm (UTC) - Expand
olga_phoenix
Mar. 24th, 2012 11:44 pm (UTC)
Мдп, как страшно жить...впору уже ответ-шаблон делать и чтоб он автоматически отправлялся на заголовки "я жрица". Жаль мозги им некому вправить и направить их порывы в полезное русло.
victorsolkin
Mar. 25th, 2012 01:31 am (UTC)
Там, увы, бесполезно вправлять: глупость, помешанная на спесивые амбиции, сразу же пресекает способность мыслить критически. Зачем тратить годы, силы. деньги на изучение Древнего Египта, когда можно на базаре купить кривую статую непонятной богини, возможно, с натягом, Исиды, и объявить себя в родном селе эксклюзивным гуру? Утром шоферишь, вечером дома воскуряешь церковный ладан и бормочешь разрозненные обрывки из неверно огласованных фраз с претензией на "посвящение" - это ж круто!
(no subject) - meritankhaton - Mar. 25th, 2012 09:00 am (UTC) - Expand
alex_aka_jj
Mar. 25th, 2012 02:56 am (UTC)
Увы, сталкивался с такими-же "знатоками" Древнего Египта (и вообще древностей). На жрецов правда не наталкивался, но видимо, все еще впереди. Я не специалист по Древнему Египту, но все же кое-что читал (гораздо меньше, чем следовало бы, но все же). От этого вдвойне противно, когда какой-нибудь осел начинает с видом пренебрежительной осведомленности "просвещать" тебя о том, что египтяне не могли построить пирамид, а сделали это инопланетяне/атланты/анунаки/нужное подчеркнуть. В защиту своей точки зрения приводят, как правило, телепередачу: "Посмотрите сначала, а потом уже спорьте, если ничего не понимаете". Facepalm.
Я, конечно, тоже в своих рассказах иногда использовал (и наверное, еще использую не раз) древнеегипетский антураж и обстановку, и как бы я ни старался приблизиться к подлинному Египту, все равно там масса несоответствий, о которых я даже и не знаю (впрочем, рассказы-то скорее аллюзия на современные реалии, а не исторические рассказы). Но я читал массу литературы, чтобы хотя бы совсем уж не сесть в лужу.
А вот что делать с этими "посвященными", которые, посмотрев пару телепередач, мнят себя знатоками?..

PS. Виктор, вопрос не в тему, если позволите: а где можно почитать о быте древних египтян, больша я часть литературы посвящена правителям, гробницам и мумиям... Где и у кого можно почитать про обычную жизнь простых людей? Информации в сети не так уж много, но и той доверять сложно, т.к. нет ни источников, ни подтверждений.
lina_polesska
Mar. 25th, 2012 05:09 am (UTC)
Стремление к свободе безответственности, к самореализации за чужой счет. Главное, это не стихает, а только сильнее разворачивается, волна за волной. В трудах эзотериков они тоже не разбираются, уверяю Вас. И в работах историков любого другого периода. И в работах этнографов. Далее по списку, включая физику и природоведение.
Они вообще не дают себе труда вникать ни во что. Они читать не умеют, только буквы печатать в социальных сетях.

"Мадмуазель Собак слыла культурной девушкой - в ее словаре было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллочке даже не могло присниться. Это было богатое слово - гомосексуализм. "

Победила Фима Собак. Мы тут можем хоть голову о стену расшибить.

А в "жрицах" чаще всех "воплощается" Хатшепсут. Нефертити и Клеопатры - уже попса. :))))))))))))))
zi_nina
Mar. 25th, 2012 05:41 am (UTC)
как же много у современных подростков свободного времени :(
silencemanager
Mar. 25th, 2012 05:43 am (UTC)
кто-то себя богинями мнит, кто-то - эльфами....чего только не сделаешь, чтобы пустоту внутри заполнить
a_kallistratov
Mar. 25th, 2012 06:29 am (UTC)
Шизотерики
dkroupenier
Mar. 25th, 2012 09:47 am (UTC)
Отличный термин :-)
diana_spb
Mar. 25th, 2012 06:31 am (UTC)
Не знала об этом поветрии.
svamitot
Mar. 25th, 2012 07:50 am (UTC)
это общее место: дилетанты штудируют священные тексты на родном языке, профи - на языке оригинала. тут и добавить нечего.

но по поводу "выпендриться" вы, имхо, не совсем правы. египет действительно захватывает, архетипические сюжеты безошибочно находят отклик в психике.
вас, как знатока, может задевать искаженность адаптированного текста, "удаленность" его от исходника. и это, видимо, неизбежно.

а леви-стросс писал, что переводчик стихов должен и ритмы чувствовать, и рифмы, и обладать обширными знаниями об авторе, его стране, ее истории, etc. иначе все мимо.
но переводчик мифа может передать его сколь угодно корявым языком - и миф все равно сработает прямо в яблочко. так как он (в отличии от поэзии) весьма слабо зависим от языка (вся нагрузка именно на сюжете)
lun_dao
Mar. 25th, 2012 07:51 am (UTC)
Ну если из всей этой толпы "перерожденцев" выйдет хоть один египтолог - то задача движения выполнена. Меня радует в этом таком характерном для нашего времени явлении то, что во-первых они интересуются какой-никакой, но все же религией, и во-вторых, что все это имеет хоть и самое отдаленное отношение, но к Египту.
victorsolkin
Mar. 26th, 2012 10:30 pm (UTC)
И Египту и египтологии от них - только вред, так как они, паразитируя на сетевых "ресурсах", не владея языками и желанием прикоснуться к оригиналу, множат и множат недостоверную и откровенно ошибочную информацию о египетской религии.
cizerot
Mar. 25th, 2012 08:01 am (UTC)
Яка ядрена субкультура. Интересно, кошек-тортерьеров, на досуге, оне не мумифицируют?
cadu3m
Mar. 25th, 2012 08:10 am (UTC)
спасибо, посмеялся )
_mikusha_
Mar. 25th, 2012 09:00 am (UTC)
ахаха)) Вить, читала вслух мужу, смеялись очень!
Умеешь ты культурно пи витиевато послать , да!))))
Спасибо, рассмешил с утра, люблю твою манеру излагать, красиво ты всё таки жонглируешь словами!

А по делу, ну дык, носительница сандалий - это же мелко! Вот и рождаются Нефертити влево, нефертити вправо))) с клеопатрами под ручку)
shakko_kitsune
Mar. 25th, 2012 09:01 am (UTC)
злой вы. нет, чтобы быстренько выложить в интернет все ваши книжечки.
сидите, как кощей бессмертный, чахнете.



кстати, вопрос вот - вы абсент пьете?
victorsolkin
Mar. 26th, 2012 10:16 pm (UTC)
Нет, абсент не не пью - не мое )) Остальное Вам сейчас пишу в личку )
(no subject) - victorsolkin - Mar. 26th, 2012 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shakko_kitsune - Mar. 27th, 2012 06:24 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 47 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com