?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

пара слов о шедевре



«Несмотря на незавершенность, портрет царицы производит глубокое, незабываемое впечатление. Он весь полон дыханием жизни, и эта жизненность так сильна, что даже забывается отсутствие глаз. Поразительно было мастерство поистине гениального скульптора, создавшего эти веки, эту легчайшую моделировку щек, висков, чуть улыбающийся нежный рот с чудесными углублениями около губ. Чтобы оценить работу мастера, головку надо постепенно поворачивать, и только тогда удивительная тонкость уверенной моделировки становится ощутимой и выступают все новые и новые совершенства этого прелестного лица».

М.Э. Матье о бюсте Нефертити. Россия. XX век.


Другая, знаменитая Нефертити в синем парике. Берлин, Египетский музей 21300

Нефертити. Постскриптум

Моя старенькая-старенькая популярная статья про Нефертити

2007 год: Нефертити приглашена в Амарну

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
aire_o
Feb. 10th, 2008 09:21 am (UTC)
Да, она прекрасна, удивительна и идеальна - действительно шедевр.
Когда смотришь на фотографии - невозможно оторваться, мечтаю узнать, что испытываешь глядя на оригинал...
lost_uhu
Feb. 10th, 2008 09:29 am (UTC)
В Берлине :)))
1upuat
Feb. 10th, 2008 09:38 am (UTC)
Эта - самая живая, мне кажется. Знаменитая, коронованная - она взрослее и замкнутее, не женщина, но небожительница. А уж третья, стареющая - просто символ безнадеги (
victorsolkin
Feb. 11th, 2008 09:58 am (UTC)
Согласен, в стареющей есть безнадежность. Но и величественность есть и какое-то мрачное обаяние. В общем, большую жизнь она прожила. И мы еще не скоро поймем до конца, какую именно...
maria_gorynceva
Feb. 18th, 2008 05:30 pm (UTC)
Безнадёжность - для тех, кто непоправимо испорчен глянцевыми журналами и паче атомной войны боится старости и целлюлита.
Это портрет пронзительнейший, человечнейший, я бы сказала. Скульптор был безжалостен, но без гротеска. Мне кажется, предвосхищает трагизм Фаюмских портретов.
victorsolkin
Feb. 18th, 2008 07:14 pm (UTC)
Это все очень индивидуальное, субъективное восприятие. Для меня фаюмские портреты - плоские, совершенно не интересные. По сравнению со средними образцами скульптуры Нового царства - они жалкое подобие более древнего художественного идеала.
maria_gorynceva
Feb. 19th, 2008 02:01 pm (UTC)
Которые плоские - это поздние. А ранние совсем другие, вы всмотритесь в них, там та-акой силы изображения есть! По степени воздействия не уступают "средним скульптурам Нового царства".

Просто вы, Виктор, не любите тот Египет, который уже не древний. Могу понять. Я права?
victorsolkin
Feb. 19th, 2008 03:59 pm (UTC)
Нет.
Просто не люблю именно фаюмские портреты.
ex_rabbitttt519
Feb. 10th, 2008 07:08 pm (UTC)
Пленительная.
mr_sever
Feb. 10th, 2008 07:21 pm (UTC)
Безусловно, древний мастер создал шедевр.Но меня очень заинтересовал головной убор царицы.Насколько в глубь времён прослеживается мода на подобные высокие уборы и была ли какая-нибудь тенденция на понижение или повышение высоты уборов или каноны застыли на тысячелетия и изображения подобных уборов не менялись с древнейших пор?
victorsolkin
Feb. 11th, 2008 10:00 am (UTC)
"Говоря о коронах египетских цариц, следует особо остановиться на так называемом «высоком синем головном уборе» Нефертити, который, со времени находки Людвигом Борхардтом в 1912 году уникального бюста царицы, широко известен, если не сказать знаменит. Справедливости ради следует отметить, что бюст из мастерской Тутмоса далеко не единственный памятник, изображающий царицу в ее парадном уборе. Известно, что подобный убор украшался золотыми инкрустированными лентами, уреем, иногда перьями или символом Хатхор – коровьими рогами, между которыми восходит солнечный диск. На некоторых изображениях его поверхность покрыта стилизованными локонами, которые позволяют предположить, что это был парик синего цвета, цвета волос богов. Основой парика служил каркас из тонкой металлической проволоки (?), крепившейся на массивной золотой ленте, обрамляющей голову на уровне лба, ушей и затылка. Золотая основа стягивалась на затылке двумя лентами красного цвета, ниспадающими на плечи и верх спины. В целом, гармонируя с ожерельем усех, высокий синий головной убор был очень декоративен и изящен.
Однако, Нефертити вовсе не была первой царицей, на чью голову одевался высокий синий убор. Корона подобной формы засвидетельствована на рельефных изображениях Тейе, супруги Аменхотепа III, представленной в виде сфинкса в храмовом комплексе в Седеинге (Нубия), где она была обожествлена и почиталась еще при жизни. Аналогичная сцена, показывающая Тейе – крылатого сфинкса в высоком головном уборе, почитающего тронное имя своего супруга, сохранилась на корналиновом фрагменте браслета из собрания музея Метрополитен. Впрочем, в последней сцене есть и существенное отличие: парик украшен растительными побегами, подвязанными к нему лентой. Идентичность убора Тейе и убора Нефертити не вызывает сомнений. Кроме того, высокий головной убор носила еще одна царица – Мутноджемет, сестра Нефертити и супруга царя Хоремхеба.
Споры по поводу происхождения загадочного убора все еще не утихают. Наиболее обоснованной, на наш взгляд, является гипотеза о его азиатском происхождении. Прежде всего, самые ранние точные аналогии изображениям Тейе и Мутноджемет в виде крылатых женских сфинксов в высоких головных уборах сохранились на пластинах из слоновой кости, обнаруженных при раскопках города Мегиддо в Сирии. Более того, в иконографии египетского и «азиатского» женских сфинксов имеются принципиальные отличия. Так, египетский изображает царицу в виде льва с ее портретной головой в хаторическом парике. «Азиатский» же сфинкс имеет крылья, отсутствующие у египетского, у него специфический петлеобразный хвост, передние лапы часто заменены человеческими руками. Самое важное отличие - головной убор «азиатского» женского сфинкса – высокий парик, украшенный растительными элементами."

Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001, сноски опущены.
victorsolkin
Feb. 11th, 2008 10:01 am (UTC)
Продолжение оттуда же:

"Исходя из контекста подобных изображений египетских цариц, можно заключить, что таким образом они рассматривались в качестве воплощения грозной дочери Ра, его Ока, которая в гневе удалилась в чужеземные страны и, умиротворившись, вернулась в Египет. Прежде всего, эта гипотеза возникает в связи с рельефом из храма в Седеинге, где обожествленная Тейе почиталась именно как воплощение Хатхор. Царица здесь выступает как дочь солнечного божества, защитница царской власти, преследующая нарушителей мировой гармонии. В этом контексте любопытно упомянуть и один из эпитетов Тейе – «та, что воссоединяется с царем в его проявлении в образе Шу» , т.е. Тефнут.
Вернувшись к самому предмету нашего интереса – высокому головному убору, отметим, что он, кроме того, был спутником обожествленных при жизни цариц, занимавших особое место рядом с супругом; цариц, которые почитались не только как «великие царские супруги», но и как воплощенные богини. Знаменательным представляется и тот факт, что высокий синий головной убор просуществовал в иконографии египетских цариц недолго. Только эпоха Амарны и предшествующие ей годы изменили символику взаимоотношений царя и царицы, которые традиционно были теологически связаны с культами Хора и Хатхор. Амарна же представила царственную пару в виде Шу и Тефнут, непосредственных детей солнечного божества. Вслед за внутренним содержанием изменились и внешние формы проявления царской идеологии в искусстве, в результате чего и появился знаменитый скульптурный портрет Нефертити в высоком синем головном уборе. Впрочем, в истории об азиатском парике египетских цариц есть еще одна значительная лакуна: собственно древнеегипетское название убора до настоящего времени остается неизвестным."
mr_sever
Feb. 11th, 2008 11:39 am (UTC)
Спасибо за разъяснения, очень интересно.Мне вот подумалось, что возникновению определённой формы парика могла бы предшествовать чья-то реальная причёска (пусть и не столь пышная), а если такие парики-уборы носили только обожествлённые при жизни женщины, то это могло быть подражанием конкретной причёске бога-богини(не знаю -есть ли подходящие изображения богинь).
И для меня было внове, что египитские боги были синевласы.Они все имели такой цвет волос?И следует ли такой их цвет только из изображений, или также и из текстов?И есть ли объяснения такому странному цвету.Хочется понять, несёт ли этот цвет исключительно символическое значение или это так же и попытка отразить некую действительность - тогда стоит подумать о возможных красителях.
li2a
Feb. 10th, 2008 07:51 pm (UTC)
Большое Вам спасибо!

Скажите пожалуйста, находка 1912 года
это первое найденное изображение Нефертити?
victorsolkin
Feb. 11th, 2008 10:01 am (UTC)
Нет, конечно. Было известно много ее рельефных изображений.
granatik_n
Feb. 11th, 2008 07:29 am (UTC)
египетская культура поражает своим величием и первозданной какой-то красотой...Удивительно..у них были такие каноны в росписях - изображавшие людей в несколько нереалистичном виде )))и как поражают статуи
victorsolkin
Feb. 11th, 2008 10:02 am (UTC)
А я и росписи очень люблю. Столько в них неожиданных, живых деталей и, одновременно, величия...
granatik_n
Feb. 11th, 2008 01:20 pm (UTC)
да мне вообще вся египетская культура нравится...и архитектура, и росписи, и скульптура.....несмотря на то, что она древняя, сколько можно в ней черпать идей, вдохновляться в наше время...я в восторге...
ph13
Feb. 11th, 2008 10:57 am (UTC)
Мда..не зря говорили..

"Как хотите, так вертите - нет красивей Нефертити"
volschebstvo
Feb. 12th, 2008 10:34 am (UTC)
очень интересно.а нет больше информации о Кийе?
maria_gorynceva
Feb. 18th, 2008 05:36 pm (UTC)
Бронза
Так я не поняла, изучая статью на сайте: Нефертити-то с ужасного бронзового тулова сняли? Эточто жза рахитичное тело ей сочинили? К чему? Разве бюст как скульптурная форма недостаточен?
victorsolkin
Feb. 18th, 2008 07:15 pm (UTC)
Re: Бронза
Это просто был один неудачный художественный проект. Сняли. Но только тело-то было сделано по амарнскому образцу. Весьма точно.
maria_gorynceva
Feb. 19th, 2008 02:03 pm (UTC)
Re: Бронза
Насколько я помню, именно со статуи во весь рост уже стареющей царицы? В молодости она могла быть чуть пышней, при всём "реализме" Амарнского периода от стилизации, как я понимаю, никто не отказывался?

И то, что в камне смотрится ещё прилично, в бронзе выглядит вообще чудовищно.
victorsolkin
Feb. 19th, 2008 02:21 pm (UTC)
Re: Бронза
Именно.
Я не понимаю сути таких проектоы. Бессмыслица.
( 24 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com