?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

пара слов о шедевре



«Несмотря на незавершенность, портрет царицы производит глубокое, незабываемое впечатление. Он весь полон дыханием жизни, и эта жизненность так сильна, что даже забывается отсутствие глаз. Поразительно было мастерство поистине гениального скульптора, создавшего эти веки, эту легчайшую моделировку щек, висков, чуть улыбающийся нежный рот с чудесными углублениями около губ. Чтобы оценить работу мастера, головку надо постепенно поворачивать, и только тогда удивительная тонкость уверенной моделировки становится ощутимой и выступают все новые и новые совершенства этого прелестного лица».

М.Э. Матье о бюсте Нефертити. Россия. XX век.


Другая, знаменитая Нефертити в синем парике. Берлин, Египетский музей 21300

Нефертити. Постскриптум

Моя старенькая-старенькая популярная статья про Нефертити

2007 год: Нефертити приглашена в Амарну

Comments

victorsolkin
Feb. 11th, 2008 10:01 am (UTC)
Продолжение оттуда же:

"Исходя из контекста подобных изображений египетских цариц, можно заключить, что таким образом они рассматривались в качестве воплощения грозной дочери Ра, его Ока, которая в гневе удалилась в чужеземные страны и, умиротворившись, вернулась в Египет. Прежде всего, эта гипотеза возникает в связи с рельефом из храма в Седеинге, где обожествленная Тейе почиталась именно как воплощение Хатхор. Царица здесь выступает как дочь солнечного божества, защитница царской власти, преследующая нарушителей мировой гармонии. В этом контексте любопытно упомянуть и один из эпитетов Тейе – «та, что воссоединяется с царем в его проявлении в образе Шу» , т.е. Тефнут.
Вернувшись к самому предмету нашего интереса – высокому головному убору, отметим, что он, кроме того, был спутником обожествленных при жизни цариц, занимавших особое место рядом с супругом; цариц, которые почитались не только как «великие царские супруги», но и как воплощенные богини. Знаменательным представляется и тот факт, что высокий синий головной убор просуществовал в иконографии египетских цариц недолго. Только эпоха Амарны и предшествующие ей годы изменили символику взаимоотношений царя и царицы, которые традиционно были теологически связаны с культами Хора и Хатхор. Амарна же представила царственную пару в виде Шу и Тефнут, непосредственных детей солнечного божества. Вслед за внутренним содержанием изменились и внешние формы проявления царской идеологии в искусстве, в результате чего и появился знаменитый скульптурный портрет Нефертити в высоком синем головном уборе. Впрочем, в истории об азиатском парике египетских цариц есть еще одна значительная лакуна: собственно древнеегипетское название убора до настоящего времени остается неизвестным."
mr_sever
Feb. 11th, 2008 11:39 am (UTC)
Спасибо за разъяснения, очень интересно.Мне вот подумалось, что возникновению определённой формы парика могла бы предшествовать чья-то реальная причёска (пусть и не столь пышная), а если такие парики-уборы носили только обожествлённые при жизни женщины, то это могло быть подражанием конкретной причёске бога-богини(не знаю -есть ли подходящие изображения богинь).
И для меня было внове, что египитские боги были синевласы.Они все имели такой цвет волос?И следует ли такой их цвет только из изображений, или также и из текстов?И есть ли объяснения такому странному цвету.Хочется понять, несёт ли этот цвет исключительно символическое значение или это так же и попытка отразить некую действительность - тогда стоит подумать о возможных красителях.

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com