?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фрагмент одного моего текста. К сегодняшней лекции об общинах Ахмима и поздних формах египетской религии. Она завершает огромный цикл моих лекций по истории древнеегипетского мировоззрения, который я читал с осени прошлого года.



Сегодня, спустя века после исчезновения с лика земли древнеегипетской цивилизации, современному западному человеку крайне сложно даже приблизиться к пониманию того, что представляло собой мировоззрение древнего Египта. Той величайшей цивилизации фараонов, которой восхищались античные авторы и средневековые монахи, европейские купцы и русские паломники, - все те, чьи граффити покрывают стены царских усыпальниц в Фивах и вершину пирамиды Хуфу.

Вселенная мудрости на берегах Нила превратилась в мир засыпанных песками пустыни каменных плит с начертанными на них иероглифами и царских колоссов, все еще гордо восседающих среди величественных колоннад полуразрушенных храмов. С каждым годом на свет выходят все новые и новые находки археологов, после которых мы еще и еще раз понимаем, что та отчасти искусственная реконструкция древнего Египта, которая живет в мире наших стереотипов, все еще очень далека от истины.

Выдающийся египтолог П. Ньюберри, посвятивший свою жизнь исследованию гробниц вельмож Среднего царства в Бени Хассане, говорил: «почти во всех проявлениях повседневной жизни в Египте мы видим старое в новом. Бóльшая часть церемоний египтян от их рождения до смерти вовсе не мусульманские или христианские, не римские и не греческие, а древнеегипетские… Леди Дафф Гордон сказала, что Египет – это палимпсест, на котором Библия написана поверх изречений Геродота, а Коран – поверх Библии, но древние письмена все равно проступают сквозь все наслоения». В этих словах кроется истина. Недаром великий колодец бога Ра, располагающийся под тенью священной сикоморы на территории его храма в Гелиополе, в эль-Матарийе, коптская традиция считает священным источником, в который Мария опускала одежды Христа, а мусульмане, вслед за древними обитателями долины Нила, называют его Айн Шамс - «Око Солнца»…
Исчезнувшая цивилизация… Каждый раз осознание этого факта наталкивает на размышления об утерянном. Нам неизвестно истинное звучание слов египетского языка, да и сами тексты можно интерпретировать, в определенных пределах, по-разному; не только звучание, но и истинный смысл многих слов, особенно тех, что обозначают мировоззренческие понятия, известен нам весьма приблизительно. Но все же, если оставить в стороне любое проявление категоричности и максимально опереться на победившие время памятники, восстановить хотя бы отдельные фрагменты египетской системы мировоззрения представляется возможным. О важности этого процесса сейчас говорится достаточно часто.



Мы лишь догадываемся о многих элементах египетского храмового культа и зачастую создаем модели, основанные на восприятии египетских источников представителями цивилизации, в которой слова традиция и истинность уже никого не волнуют. Бросая даже беглый взгляд на религиозную мысль других цивилизаций Востока, в которых еще тлеют угли или горит огонь преемственности поколений, понимаешь, какие бесценные сокровища таит в себе устная традиция передачи знания и сколь порой несовершенно то, что содержится в памятниках письменной культуры, которые мы зачастую ставим в основу своих рассуждений, считая их незыблемыми и неоспоримыми.

История знакомства Европы с культурными достижениями, ведущими свою историю с берегов Нила, крайне запутана и неоднозначна. В сущности, греки и римляне, «открывшие» для Европы Египет, страну, где, по словам «отца истории» Геродота, «неописуемых памятников больше, чем где бы то ни было на земле», были первыми интерпретаторами многих явлений древней духовности. Безусловно, мы многим обязаны античным авторам, однако в целом Египет так и остался для них загадкой. В пирамидах они видели только лишь демонстрацию царского тщеславия, а между собой насмехались над проявлениями египетского культа, загадочного и необъяснимого для непосвященных. Их впечатления и наблюдения, порой важные, а порой совершенно безосновательные, сложились в ту призму, через которую многие видят Египет древний и сегодня.

Эпоха Возрождения вернулась к Египту не только через призму переведенных античных источников, но и как к родине священного знания и земле, заложившей основы человеческой цивилизации. Иметь отношение к чему-то египетскому в это время было если не модным, то почетным, свидетельствующим об избранности. Неброские, малоизвестные, но совершенно поразительные фрагменты этого интереса Европы к земле фараонов – это «труды» монаха Нанни из Витербо, утверждавшего, что род Борджиа происходит от самого Осириса или же росписи Пинтуриккио, в папских покоях в Ватикане, на которых Исида была изображена дающей книгу знаний человечеству.
В XX веке интерес западной культуры к древним цивилизациям пережил свой новый всплеск, и, анализируя происходящее, приходится все чаще и чаще с грустью констатировать, что в своей тяге к эзотерическому знанию Востока, иногда принимающей характер эпидемии, европейское мышление зачастую довольствуется суррогатом очень низкого качества. О результате говорить не приходится: непонимание влечет за собой отстранение, а иногда и неприятие «чужеродных элементов», порой весьма агрессивное.

Это не удивительно: призванные на помощь при встрече с Древностью логика и другие основы современной западной культуры становятся зачастую непреодолимыми препятствиями на пути к столь необходимому и желаемому пониманию древнеегипетских мировоззренческих реалий. Эта проблема гораздо более глобальна, чем это может показаться на первый взгляд, ведь именно Египту европейская традиция, идя по «греческому следу», приписывает особую приобщенность к сокровенным истинам и основам миропонимания, утверждая, что «культура древнего Египта… была одним из краеугольных камней всемирной цивилизации». Впрочем, в последние десятилетия человечество обратило пристальное внимание на те составляющие египетского культурного наследия, которые, казалось, едва не были потеряны после того, как древнеегипетская традиция передачи знания угасла, а новейшие технологии исследования позволяют вернуть в научный оборот те источники, которые казались уже совсем утраченными.

На фоне новых данных о Египте фараонов, которые в изобилии приносит археология, особенно интересными и, по сути, недооцененными остаются те незначительные обломки прошлого, которые сохранились сегодня в современной египетской деревне и о которых и писала леди Люси Дафф Гордон. Надеясь, что его желание будет услышано богом, современный египетский крестьянин, как и его древний предок, пишет мольбу краской на живой рыбе, выпуская ее потом в Нил, а вступающие в брак в Ком Омбо пары непременно идут в древний храм Хорура и Себека, так как это делали сотни поколений их предков. Вера в магию в египетской деревне невероятно сильна, несмотря на ислам, а отдельные обычаи и традиции, несомненно, восходящие к древности, процветают практически в каждой деревне Верхнего Египта.

Эта сила традиции позволила многим явлениям древней духовности, хотя и с сильнейшими искажениями, преодолеть годы страшнейшего раннехристианского вандализма, когда в храмах Абидоса и Филе киркой сбивались лица божеств, а позже и арабское завоевание. Хотя, надо отдать должное: приход ислама для древностей Египта был куда более щадящим, чем время христиан. Однако, куда более важно другое. В последние годы в науке пересматривается мнение, что вместе с закрытием храмов в римское время египетская религия угасла очень быстро. Проблема заключается в источниках: мы всегда были очень плохо осведомлены о народных верованиях времен фараонов, так как сохранились, в основном, официальные и парадные памятники; чего же говорить о тех временах, когда приверженцев древней религии преследовали и истребляли.

Последними павшими анклавами богов прошлого были Абидос и остров Филе, отстаивавшие свое право на веру вплоть до 6 в. н.э., однако в народной традиции эта самая вера, потеряв внешний блеск и официоз, существовала еще долго. Тайные общества последователей религии фараонов процветали в изолированных, удаленных уголках страны, таких как, например, оазис Харга. Впрочем, отельные проявления традиции существовали и в более крупных центрах. Так, еще в 6 в. н.э. общины кузнецов и ремесленников из Арманта, города, расположенного южнее Фив, совершали открытые ежегодные паломничества в храм Дейр эль-Бахри, где устраивали пиршество и, видимо, в память о древнем ритуале победы Осириса над хаосом, приносили в жертву осла.

Особенно долго древнеегипетская традиция сохранялась в Ахмиме. Здесь в 3 в. н.э. жили известный мудрец и алхимик Зосима, который совершил путешествие по стране, собирая фрагменты древних знаний и традиции и особенно тщательно изучавший культы богов Мемфиса, а также известная местная жрица-предсказательница и «алхимическая сестра» Зосимы - Теосебия. Именно перу Зосимы принадлежит работа, известная как Истинная Книга Суфа-египтянина, которая в 9 в. н.э. была переведена на арабский язык и стала основой для новой, арабской алхимической традиции Ахмима, яркими представителями которой были выдающиеся суфийские мыслители Дху эль-Нун и Ибн Суэйд. Удивительно, их труды, позже переведенные с арабского на латынь, активно изучались европейскими мыслителями Возрождения. В тексте Зосимы прослеживаются отголоски многих египетских мировоззренческих моделей Нового царства, включая представления о небесном и о земном Солнце, и описываются два вида мудрости – небесная и земная, воплощенные в божественном откровении и во власти просвещенного земного царя.

Даже в Ахмиме общины, хранившие тайны древней традиции и ютившиеся по разоренным гробницам некрополя, были почти полностью уничтожены христианами в конце 5 в. н.э., однако, как уже говорилось, преемственность тех знаний, которые здесь были сохранены, и арабской философской мудрости отмечали многие исследователи. В местной традиции Ахмима воспоминания о золотом веке древности и о тех людях, которые на его закате отстаивали устои своего мировоззрения, отразились в предании о «трех Гермесах». Один из них, говорится, жил «до потопа» в Верхнем Египте и создал храм, скрытый под холмом в центре Ахмима, второй – жил в Вавилоне и был учителем Пифагора, а третий – жил после потопа в городе Миср и написал книгу, содержащую древние магические тайны...

(c) текст - Виктор Солкин
(с) на фото: Ахмим. Колосс царицы Меритамон, "смотрящий" на современные дома города. 2008.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
neliudj_mama
Jun. 4th, 2014 02:10 pm (UTC)
Спасибо.
Елена Пудовик
Jun. 4th, 2014 04:21 pm (UTC)
Будет ли что-то из лекционного материала публиковаться?
victorsolkin
Jun. 4th, 2014 09:07 pm (UTC)
Я не читаю по бумажке, обычно на бумаге - только цитаты. Часть лекций (Исида. Праздники. Магия и т.д.) есть в сети. Многое именно по религии Древнего Египта было опубликовано в моей книге "Столпы небес. Сокровенный Египет". - М., 2006. Еще скоро будет видеозапись лекции по "Книге мертвых"...
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com