?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера в Государственном Эрмитаже состоялось открытие выставки «Нефертари и Долина цариц». 256 памятников из собрания Египетского музея в Турине. Выставка, как я уже много говорил в прессе, – эпохальная, в том смысле, что это первый крупный привозной выставочный проект, посвященный древнеегипетскому искусству в России со времен «Сокровищ Тутанхамона», гостивших в СССР в 1970-х.

Ощущение от проекта сложное. Экспозиция сделана, во-многом, абсолютно бездарно. Но на нее надо идти и смотреть памятники. Попытаюсь вкратце объяснить, почему.
От самой Нефертари на выставке очень мало. Крышка разбитого саркофага, ушебти, сосуды для приношений, сандалии и ряд других памятников погребального инвентаря, старая и не особенно удачная, изобилующая ляпами деревянная реконструкция ее гробницы, ужасающие рисунки, якобы воспроизводящие сцены предстояния царицы перед богинями со столбов в ее гробнице, а на самом деле – очень вольные интерпретации этих изображений выполненные рукой нерадивого художника. Наверное, того же, который сделал ужасную афишу для всей выставки.






Вещи, связанные с Нефертари, «запрятаны» в дальней части зала, найти их нелегко, понять их место на выставке для простого посетителя – почти невозможно. Перед ними вы видите памятники крупной храмовой скульптуры, среди которых выделяются ряд статуй стоящей и сидящей богини Сехмет, замечательная триада Рамсеса II с Амоном и Мут, совершенно случайно попавший в историю с рамессидской царицей колосс Тутмоса I, а также стоящие «лабиринтом» витрины с керамикой, памятниками из Дейр эль-Медины – деревни строителей царских гробниц, стелами, керамикой, ритуальными предметами и папирусами. Увы, все эти памятники совсем не связались в единую композицию, расположены в слишком большом для проекта зале Малого Манежа хаотично. Зачастую – это и вообще стыдные анахронизмы, когда рядом с фрагментом лица колосса Аменхотепа III из Ком эль-Хеттан (14 в. до н.э.) стоит скульптурная модель - портрет птолемеевского царя (3-2 вв. до н.э.). Эти памятники разделяют, как минимум, 11 веков и они вообще никак не связаны с темой и хронологическими рамками выставки. Это стыдно и, видимо не зря куратору проекта в музее – А.О. Большкову - даже не дали слова на открытии, ибо сказать ему давно уже нечего.

В зале Малого Манежа огромные пространства остались банально пустыми и там по недогадливости не выключили подсветку, чтобы зрительно уменьшить объемы. Из-за этого группы памятников, большая часть из которых весьма миниатюрна, выглядят никак не связанными друг с другом пятнами в зале. Много плохо поставленного света, когда, например, на реконструированном из фрагментов наосе Сети Iиз Гелиополя вообще ничего не видно. Стелы, остраконы, памятники из известняка выставлены в витринах с бледно-соломенным фоном, на котором они просто погибли, сливаясь с этим самым фоном. Ну и верх многих витрин, по «доброй традиции», увы, забыли протереть от грязи и пыли.
На балконы зала вынесены редкими блоками саркофаги частных лиц, которые Эрнесто Скьяпарелли обнаружил в качестве вторичных погребений в гробницах царских жен и детей в Долине царей. Саркофаги, зачастую, очень красивы, но на многих стоит ужасный тусклый свет, убивающий скульптуру масок или же попросту недостаточный. Как-то компенсирует пространство балконов изобилие заупокойных папирусов I тыс. до н.э., зачастую очень интересных, которые, тем не менее, порой едва можно разглядеть. Туда же, наверх, засунули старенькие, 19 века модели храмов Нубии – кривые и неактуальные. Ну и баннер с пошлой афишей сослан туда же.



Что в итоге стоит посмотреть закрывая глаза на полный и постыдный провал экспозиционеров? Триаду Рамсеса из Карнака, вещи из гробницы Нефертари, прекрасные статуи Сехмет, колосс Тутмоса I, Туринский юридический папирус с текстом протокола обвинения против участников заговора убивших Рамсеса III, прекрасные небольшие стелы мастеров из Дейр эль-Медины, статуэтки и рельефы с изображением обожествленных Аменхотепа I и Яхмес-Нефертари, замечательную статуэтку царицы Тейе в облике богини Опет с телом синкретического животного соединяющего в себе черты форм бегемота и крокодила. Все остальное – вторично, либо с большой натяжкой относится к заявленной теме выставки. Но и это, бесспорно, прорыв. Все эти вещи многие соотечественники увидят впервые.






В «зоне Нефертари» демонстрируется видео с «реконструкцией» гробницы царицы, которая, однако сделана не с использованием изображений стен самой гробницы, а с фотографиями, сделанными со стенок устаревшей деревянной реконструкции. Оригинал подменен, увы, кривой копией. Из-за этого царица там выглядит уродливо, пропорции фигур часто нарушены, божества не похожи на самих себя.

К выставке вышел каталог, к счастью, написанный иностранными специалистами и переведенный на русский. Он обстоятелен, интересен, хотя и не лишен дефектов, явно появившихся уже при переводе его на русский язык. Об этом я напишу позже и отдельно.

В целом, посоветую конечно же сходить на выставку и найти в себе силы увидеть прекрасные памятники, не обращая внимание на отсутствие логики и экспозиции как таковой. Насладиться вереницей образов Сехмет и мельчайшими деталями керамики II-I тыс. до н.э. Но, если действительно захочется понять разницу, поехать в 2018-м году в Турин и посмотреть там, как все это должно выглядеть в рамках экспозиции, сделанной профессионально и интересно.
Ну и последнее, печальное. На официальном приглашении на ВИП-открытие изображена Нефертари со знаменитой сидящей статуи Рамсеса II из Карнака, которая является символом Египеского музей в Турине. Т.е. открывает выставку памятник, которого НЕТ на выставке. А сзади на обложке приглашения изображена Долина царей с подписью «Долина цариц».

(с) Виктор Солкин

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
bizantinus
Jun. 16th, 2017 05:32 am (UTC)
Спасибо, очень интересный репортаж.
И, очень интересно было выслушать актуальное мнение специалиста высочайшего уровня, всей душой болеющего за науку.
Обязательно сделаем всё возможное, чтобы попасть на эту выставку, благо, при современном транспорте, Питер от Москвы воспринимается, как «почти в соседнем дворе…»
yulia_enka
Jun. 16th, 2017 01:04 pm (UTC)
что ж, как говорится, – "разгромная статья".

/В «зоне Нефертари» демонстрируется видео с «реконструкцией» гробницы царицы, которая, однако сделана не с использованием изображений стен самой гробницы, а с фотографиями, сделанными со стенок устаревшей деревянной реконструкции./
– Почему же не воспользовались видео с 3D реконструкцией Андрея Плаксина?
– Предлагал ли Андрей Плаксин эту свою работу устроителям выставки?
serg_karpov
Jun. 16th, 2017 03:01 pm (UTC)
В Кунсткамере находится древнейшая карта Земли, составленная более 10 тысяч лет назад гипербореями. Об расшифровке этой карты, составленной из 70 рисунков, рассказывается в книге "Секретная карта древних ариев". На одном из рисунков арии изобразили территорию дельты Нила, на которой располагался Древний Египет.
victorsolkin
Jun. 16th, 2017 11:44 pm (UTC)
Хуйню и бред несите где-нибудь еще, ок?
se_boy
Jun. 17th, 2017 10:24 am (UTC)
Виктор, зайди ко мне почитать про Хунзу, там столько таких людей в комментариях, что впору санитаров звать на круглосуточное дежурство ))
vladimirdar
Jun. 16th, 2017 03:03 pm (UTC)
Спасибо, Виктор! Интересно и с болью написана рецензия!
Жаль, что не в Москве проходит выставка!
А вот любопытно - свет светодиодный или архаически галогеновый на выставке?)
Наверное действительно лучше уж в Турин отправиться в следующем году!)
victorsolkin
Jun. 16th, 2017 11:45 pm (UTC)
Светодиоды на рейках и галогенки в витринах.
se_boy
Jun. 17th, 2017 10:27 am (UTC)
Разительный контраст с новостью, что присылал ) Но это к вопросу о нынешней журналистике, в которой все, поверь, еще хуже, чем в приведенном тобою выше описании выставки.

Очень надеюсь добраться до подаренного диска до конца июня. Ибо пробел знаний стоит восполнить, а уж тем более когда информация гарантированно качественная...
victorsolkin
Jun. 18th, 2017 10:17 pm (UTC)
Ну, Сереж, журналист пишет по пресс-релизу, а я анализирую то, что вижу и знаю сам.

Надеюсь диск понравится ) Привет из Питера!)
se_boy
Jun. 19th, 2017 03:43 am (UTC)
Есть одна тонкость. Он пишет по пресс-релизу, но еще и так, чтобы было видно, что все хорошо и прекрасно. Это отличительная особенность госСМИ.
exsirius
Jun. 17th, 2017 05:11 pm (UTC)
Гор
Добрый вечер. Огромная к вам просьба осветить роспись, на которой Гор подносит к носу фараона какой-то странный инструмент. В каком-то из своих роликов на Youtube вы, по-моему, рассказывали об этом, но вот сейчас перематываю ваши лекции и никак не могу найти этот момент. Будьте добры, скажите пожалуйста, где упоминалось об этой росписи. Заранее благодарен.
victorsolkin
Jun. 18th, 2017 10:16 pm (UTC)
Re: Гор
Имя этого бога - Хор.
О каком именно изображении идет речь?
exsirius
Jun. 18th, 2017 10:36 pm (UTC)
Re: Гор
Да, Хор. Извините, пожалуйста ))))
Вот это изображение:
http://i94.fastpic.ru/big/2017/0619/0d/58647cd79f7b57a9d43088064740c40d.jpg


Edited at 2017-06-18 10:39 pm (UTC)
victorsolkin
Jun. 18th, 2017 11:16 pm (UTC)
Re: Гор
Это не Хор. Это Хонсу, бог луны с головой сокола. То, что он протягивает к ноздрям царя - вовсе не инструмент. Это символ жизни "анх" и два символа власти "уас". Это символическое изображение "дыхания жизни и властвования", которым боги наделяют царя - своего земного сына.
bizantinus
Jun. 26th, 2017 11:23 am (UTC)
До Эрмитажа из нас первыми уже добрались – позавчера, Таисия и Семён…
Уже вернулись – довольные поездкой в целом,
и полные, мягко говоря,
задумчивых и неоднозначных впечатлений, собственно от выставки… :)
Теперь уже мне не терпится, пройти по их следам…
n_da
Sep. 2nd, 2017 03:01 pm (UTC)
Здравствуйте. Простите, пожалуйста, за вопрос со стороны, но Вы уже отрецензировали каталог? Тогда если не трудно, дайте, пожалуйста ссылку.
victorsolkin
Sep. 11th, 2017 07:08 pm (UTC)
Добрый вечер! Пока нет, сдаю собственную новую книгу. В октябре отрецензирую.
bizantinus
Sep. 11th, 2017 10:39 am (UTC)
Да, (увы и ах) – сильно удивляют анахронизмы на выставке, и «сборная солянка» из памятников совершенно разных эпох, разделённых огромными хронологическими провалами, как будто хватали на выставку просто всё, до чего дотянулись – «А почему ? А – нипочему, просто ведь Древний Египет же, вот и вали всё в одну кучу, сойдёт и так…»

А то, что там называется «компьютерной реконструкцией» - видимо, они, конечно, старались.
Но, по сравнению с работой Андрея Плаксина, эти их потуги выглядят просто (пардон), так серо, жалко, и убого…
Татьяна Лисс
Sep. 11th, 2017 05:36 pm (UTC)
Посмотрела все внимательно. Трудно не согласиться. Все именно так. Хотя действительно- смотреть все-таки надо.
( 19 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com