Categories:

Символы бессмертия

В комментариях под новостью о находке гробов с мумиями жрецов и жриц XXII династии в Асасифе было много вопросов о декорировке гробов и её смыслах. В качестве примера я взял крохотный фрагмент стенки днища одного из гробов и быстро проанализировал, что на нём изображено. Это еще и к вопросу о том, можно ли понимать египетское искусство, только как совокупность эстетических признаков. Нет, нельзя.

Все элементы декорировки – из изобразительного ряда «Книги мёртвых» и ряда мифологических папирусов. При всей каноничности сюжетов, художники, расписывавшие гробы, часто решали их авторски, дополняя привычные сюжеты какими-то элементами или иначе интерпретируя сложившуюся композицию. Именно поэтому все элементы росписи гробов – неповторимы и уникальны. Изображение условно разделено мной на квадраты. По правилам египетского искусства в данном случае "рассказ" движется справа налево.

1. Мумия умершего стоит вертикально. На ней – маска с длинной бородкой «хебесут», ассоциирующейся с существами иного мира, на голове - ароматический конус и цветок водяной лилии, ассоциирующийся с бессмертием и возрождением. Мумия стоит на специальном холмике из очищенного песка, который своей формой повторяет один из иероглифов имени Маат – богини истины. Перед мумией- жертвенная подстава, на которой – круглый хлеб и, вновь, цветок водяной лилии. Вертикально, на специальный холмик, готовую мумию ставили, когда совершали обряд «Отверзания уст и очей», состоявший из 75 эпизодов и направленный на возвращение связей между забальзамированным телом и тонкими частями сущности человека, а также на возможность умершего осязать передвигаться, питаться, принимать жертвоприношения. За мумией стоит столб «джед» – символ незыблемости, постоянства, упроченного миропорядка. «Джед» – важнейший символ Осириса – владыки бессмертия, повелителя иного мира; в данной композиции он увенчан солнечной короной в знак того, что на шестом часу ночи Осирис и Солнце объединяются в единое Предвечное божество, источник жизни всего живого. Таким образом, посредством символов – «джеда» и солярной короны это божество держит мумию в руках, обнимая ее сзади в позе защиты. Под основанием «джеда» начинаются поднимающиеся плавно вверх склоны Дехенет – «Великой вершины Запада», самой высокой горы фиванского некрополя, ущелья близ которой были местом перехода и ной мир. На уступах скалы, которая сама часто воспринималась, как ипостась всесильной защитницы богини-матери, стоит гробница со входом, небольшим навершием-пирамидионом и нишей над входом, в которой обычно стояла статуя умершего с лицом, обращенным на восток – к восходу солнца. Перед мумией – богатый жертвенник с приношениями. Помимо пищи, на жертвеннике – священные символы: модель реликвария с головой Осириса – как символ бессмертия, страусиное перо, как символ посмертного оправдания и дыхания, тесло - как символ отверзнутых им уст и очей, четыре сосуда с натроном – природной смесью соды и соли, которая использовалась для бальзамирования и очистительных церемоний. В правом нижнем углу квадрата 1 – вновь «джед», увенчанный солнечным диском, котоырй выступает как главный в «пер ахет» - доме горизонта», как иногда символически называют гробницу. Над ним – гриф богини Нехбет и Мут, который выступает здесь как источник силы богини-матери. За ее крылом солнечный скипетр-плеть нехаха, в лапах – вертикальный иероглиф «божество», на котором круглый иероглиф «шеен» - бесконечность. Композицию, над жертвенником, завершает «имаху» - титул почтенного умершего преодолевшего смерть и ставшего вечно живым.

2. Поднимаются ввысь склоны Великой вершины Запада. В ней таится западный горизонт, в который заходит Солнце, чтобы уйти на ночь в мир иной, Дуат, бороться там с силами хаоса и, обновившись, вернуться на восточном горизонте утром неся бессмертие. Приходя в иной мир, Солнце несет бессмертие и свет душам ушедших, соединяется с Осирисом в Предвечное божество, чтобы поддержать существование вселенной. Солнце изображено наполовину зашедшим за склон горы, под диском – часть синего иероглифа ахет - «горизонт». Ба – тонкая сущность человека, одна из девяти его составляющих, изображена в виде птицы с человеческой головой. Ба сидит на знаке тигля, из которого текут капли золота. Знак золота здесь понимается, как символ нетленности сущности ушедшего. Подняв человеческие руки, Ба почитает заходящее солнце перед ним – вертикальная строка молитвы, у ног Ба – перо, как символ Запада – великого и благословенного  места перехода в иной мир, доступного лишь праведным благим душам. За спиной Ба – «Уджат» - священное Око бога Хора, символ возрождения и победы над смертью, а также символ великой жертвенности благодаря которой Хор дав убитому отцу Осирису проглотить свой собственный глаз, как самую дорогую возможную жертву, возродил отца к жизни. Под Оком Хора – звезда в круге – так выглядит название иного мира, Дуата, или «Места восхваления». Под фигурой Ба и тиглем – очищающие воды иного мира, который открывается в момент захода Солцна, проходящего сквозь великие «Ворота горизонта».

3. И вновь перед нами символ Осириса «джед», увенчанный солнечным диском, однако еще и дополненный снизу символом Исиды «тет». Вся композиция это – единение Предвечного божества с его материнским компонентом, но еще и намек на таинство трансформации сущности умершего, так как в сочетании «джед» и «тет» понимаются как «шетау» - тайна трансформации, усиленная здесь еще и присутствием солярной силы.

4. Сочетание страусиного пера, полукруглого хлебца, лент, свисающих вниз – это штандарт с символом «Именет» - Великим западом, переход в пространство которого дает бессмертие всем умершим. Как и Ра солнце, перешедшее в пространство Запада, а потому изображенное над ним, ушедшие обретут там вечную жизнь, попирая смерть и подчиняясь великому циклу существования всего живого.

Как-то так ) 

И это – крохотный фрагмент стенки днища одного гроба, кототорый весь богато расписан! А еще, встретив человека, с умным видом вещающего, что египетское искусство - это про смерть, вспомните это краткое описание, передайте от меня привет и дайте ему тумака. За глупость.

(c) текст - Виктор Солкин

Огромная благодарность за предоставленное чудесное фото Claudia Ali

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded