victorsolkin

Category:

История с презрением, или Подайте, кто может.

Вы бывали в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри? Белоснежные столбы, парящие на фоне скал, поразительные по своей тонкости рельефы, миндалевдные глаза и точеный профиль Хатшепсут на ликах ее колоссов. Блестящее и рафинированное искусство

А вот бывают люди, страдающие безвкусицей, у которых от храма "жуткое впечатление" (3:00 в ролике). Приблизительно такое, какое у меня от этого видео Тамары Эйдельман, в котором, несмотря на фактические ошибки, и в конце и в начале просят пожертвования на продолжение этих побасенок. 

"Подайте на домик для бездомных поросят", как в известном мультике. 

Печально и стыдно.

По фактам:

1. Посредственно, речь больше напоминает «сказительницу» из фильмов А. Роу. Ряд фактических ошибок.

2. Первые Рамессиды, в частности, Сети I, сами полностью восстанавливали египетское влияние в Азии и Нубии. Наследие XVIII династии не было для них актуальным, поскольку было растеряно в Амарну. Долго рассказывать о Хатшепсут и Тутмосе III, а также о Тутанхамоне в теме о Рамсесе II – это трата времени и свидетельство о полном непонимании логики и фактологии темы.

3. Тутмос III совершил 15, а не 14 кампаний в Азию.

4. 6:25 «Сети совершает жертвоприношение вместе с Рамсесом» - автор, не читая египетские тексты и, видимо, аннотации к музейным памятникам из Чикаго, не понимает, что на стеле жертвоприношение совершает не царь, а жрецы Аменуахсу и его сын Тиа. Сети и юный Рамсес здесь, наоборот, объекты культа.

5. 8:27 Изображение битвы Рамсеса II c ливийцами никак не иллюстрирует битву о сирийском Кадеше, о которой идет речь.

6. 10:05 Имя вдовы Тутанхамона не «Анхесепаамон», а Анхесенамон (до реставрации традиционных культов - Анхесенпаатон). Надо учить имена и, как выравжается автор, «детальки» до лекции и не искажать исторические реалии.

7. 12:07 «какого-то воина, очевидно командира хеттского отряда держат за ноги». Вообще-то речь идет о сыне правителя Кадеша, утонувшем в водах Оронта. Это не «какой-то воин». Надо лучше готовиться, тем более, хорошей литературы на русском по теме немало. Она, увы, не приведена в аннотации к ролику.

8. 15:05 «Страшный Сет – бог-убийца Осириса». Автору ролика стоило бы знать, что в египетском мировоззрении Нового царства Сетх – символ воинской победы и мощи, а главное - образ праведной военной силы, так как Сетх убивает змея Апопа, извечного врага Солнца. Контекст осирической легенды здесь вообще не причем.

9.     22:01 Единицы из египетских царей имели множество жен. Многоженство не входило, как часть, в успешную парадигму царской власти. Рамсес II на этом фоне, скорее, заметное исключение.

10. Общая интонация – презительно-насмешливая к Рамсесу II и к египетской культуре в целом. Много не содержащих никакой полезной информции эмоциональных повторов. 

История о Кадешской битве скомкана и, по сути, не рассказано, несмотря на то, что известна масса интереснейших деталей. Не до того, главное успеть рассказать, какой Рамсес II нехороший был.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded