Виктор Солкин (victorsolkin) wrote,
Виктор Солкин
victorsolkin

Category:

Фаюм


Фаюм. Бахр Юсуф, канал, соединяющий Нил с озером Карун. (с) фото мое, 2005 г.

Местность в Среднем Египте, расположенная к западу от Нила, ее название происходит от древнеегипетского Па-Йам – «море». В центре Фаюма находится озеро Биркет Карун, называвшееся в древности Мер ур –«Великая заводь» или, по-гречески, Меридово озеро, которое было соединено с Нилом каналом Бахр Юсуф. В древности Фаюм также носил название Та-ше, или "Земля Озера".
Берега огромного озера были заселены уже в позднем Палеолите. Постепенно окружающие его болота стали высыхать, что сделало область все более привлекательной для поселений. В его водах, густо заросших папирусом и богатых рыбой, приезжали поохотиться и порыбачить вельможи Древнего царства; около озера еще в глубокой древности возникли плантации огурцов и дынь, финиковых пальм и цветов, а с эпохи Птолемеев – масличных роз.



У восточной границы оазиса, неподалеку от современного поселения Сейла, возвышается незавершенная пирамида, вероятно III династии, сложенная из внушительных известняковых блоков. Истинное предназначение памятника, вокруг которого нет ни одной гробницы вельмож, обычных в таких случаях, остается загадкой. Не менее таинственное сооружение - небольшой незавершенный храм, расположенный в Каср эль-Сагха, состоящий из двора и семи святилищ; в храме нет ни единого рельефа или надписи, его датировка дискуссионна.
Наиболее значительные древние памятники Фаюма можно условно разделить хронологически на две большие части: сооружения Среднего царства и эпохи Птолемеев. Схематический план оазиса, невероятными размерами и протяженностью угодий которого восторгались античные авторы, сохранился в знаменитом «Папирусе Меридова озера» и упоминает 65 городов и поселений, расположенных поблизости от вод озера в Позднее время. Согласно Геродоту (II, 149-150) и археологическим данным, Фаюм был образцом гениальной инженерной мысли архитекторов фараонов Среднего царства, которые с помощью сложнейшей системы каналов, дамб и насыпей превратили озеро в естественный резервуар для прибывающих с паводком вод Нила, которые затем распределялись по полям в течение всего года.

Столицей Фаюма был город Шедет, основанный Аменемхетом III, и названный греками Крокодилополем (совр. Мединет эль-Фаюм). Шедет был главным культовым центром бога-крокодила Себека, «владыки заводей», священные животные которого в изобилии водились среди тростниковых зарослей оазиса. Увы, от храма сохранилось лишь несколько каменных блоков, фрагменты пальмовидных колонн, части скульптур, рассеянных по музеям мира. Возможно, именно отсюда происходит гранитный обелиск с картушем Сенусерта I, обнаруженный неподалеку от селения Абгиг. Неподалеку от нового города, в Биахму, при Аменемхете III были установлены два огромных массивных пьедестала в форме усеченных пирамид высотой более 6 м. На них возвышались колоссальные царские статуи из желтого, отполированного до блеска кварцита высотой 12 метров. Во время разлива Нила пьедесталы частично оказывались залиты водой, и тогда статуи словно поднимались из вод озера, так же, как когда-то солнечное божество поднялось на предвечном холме земли из вод океана Нуна. Эти колоссы еще видели античные авторы: «… почти посередине озера стоят две пирамиды, поднимающиеся над поверхностью воды на пятьдесят сажен и на столько же сидящие под водою; на каждой из них помещено по колоссальному каменному изображению, сидящему на троне» (Геродот II, 149). Около южной границы оазиса, неподалеку от современных поселений Хавара и эль-Лахун находились величественные пирамидные комплексы царей XII династии и грандиозный Лабиринт – заупокойный храм Аменемхета III, Мединет Гуроб – резиденция супруг фараонов Нового царства.


Пирамида Аменемхета III в Хаваре. (с) фото мое, 2005 г.

В результате археологических работ в Фаюме в 1936 г. был обнаружен наиболее хорошо сохранившийся храм эпохи XII династии, воздвигнутый Аменемхетами III и IV в Мединет Мади . Храм, расширявшийся при Рамсесе II, Сети II, Рамсесе III и Осорконе II, посвящен богу Себеку, и его супруге, богине урожая Рененутет, обычно изображавшейся в облике змеи. В эпоху Нового царства в Фаюме продолжалось строительство, хотя и не такое интенсивное, как раньше. При Рамессидах был перестроен храм в Шедет, сооружено несколько зданий в Диме.


Хавара. Руины "Лабиринта" - заупокойного храма Аменемхета III. (с) фото мое, 2005 г.

При Птолемеях Фаюм вновь переживал период своего расцвета. Птолемей II предпринял здесь значительные ирригационные работы для того, чтобы предотвратить пересыхание оазиса и сделал Крокодилополь столицей отдельного нома, названного в честь сестры-супруги царя, Арсинои; до этого Фаюм входил в состав XXII нома Верхнего Египта. Были основаны многие новые города, в которых отныне охотно селились греки, оставившие после себя много папирусов с экономическими документами, частной перепиской, историческими и литературными произведениями. Птолемеи перестроили и значительно расширили Шедет, куда отныне охотно ездили путешественники, чтобы посмотреть на чудеса «земли озера», оставленные древними царями и священных крокодилов. Один из наиболее изученных городов Фаюма этого времени – Каранис (совр. Ком Аушим), в котором были найдены два храма, посвященные при Нероне локальным эллинистическим ипостасям Себека – Петесухосу и Пнеферосу, а также обширные жилые кварталы. В Диме, к северу от озера, выявлены фрагменты зданий XVIII династии и замечательные образцы скульптуры греко-римского времени. К западу от озера, в Каср Карун (греч. Дионисиас), расположены развалины птолемеевского храма Амона-Хнума и римские бани. Значительное число греческих папирусов и погребения священных крокодилов находятся в Тебтюнисе (совр. Телль Омм эль-Брейгат).


Фаюм. Финиковые плантации. (с) фото мое, 2005 г.

Среди наиболее значительных находок греко-римского времени, сделанных в оазисе, следует отметить знаменитые «фаюмские портреты», выполненные в технике энкаустике горячим воском по дереву, постепенно заменившие традиционную египетскую маску саркофага. Первые портреты были найдены крестьянкой в 1887 году, после чего их значительное количество (известно более 500 портретов) разошлось по музеям мира. Уникальная коллекция фаюмских портретов хранится в Москве, в ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Среднее царство. // История искусства Древнего Востока. Том I. Древний Египет. Вып. II. – Л., 1941.
Стрелков А. Фаюмский портрет. – М., 1936.
Arnold D. Das Labyrinth und seine Vorbilder. // MDAIK 35 (1979), pp. 1-9.
Caton-Tompson G., Gardner E.O. The Desert Fayum. – London, 1934.
Husselmunn E. Karanis: excavations of the University of Michigan in Egypt, 1928-1935. – Michigan, 1979.
Petrie W.M.F. Hawara, Biahmu and Arsinoe. – London, 1889.

Цит. по: Солкин В.В. Фаюм // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.
Tags: география, фото, энциклопедия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments