?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сонник Кенхерхепешефа.

Пространство сна, наполненное божествами, духами, явлениями и самими сновидцами было источником символических видений со скрытым значением, которые обыкновенному египтянину было необходимо истолковывать для того, чтобы понять их истинный смысл. От древнеегипетской цивилизации до наших дней дошло несколько масштабных книг-сонников; большая часть их, однако относится к Позднему времени и входит в корпус демотических текстов, тогда как всего лишь один папирус Честер Битти III датирован Новым царством и содержит, соответственно, те толкования снов, которые использовались в классическом Египте фараонов. Уникальный источник был обнаружен в 1928 году вместе с другими религиозно-магическими, административными, бытовыми и литературными текстами в Дейр эль-Мединэ в массиве небольшой пирамиды, сооруженной над гробницей в некрополе царских мастеров.

Папирусные свитки были частью архива хорошо известного царского писца Кенхерхепешефа. Некоторые тексты были написаны рукой самого владельца, другие – и среди них знаменитый сонник - были подарены или приобретены, возможно, у мастеров храмового «Дома Жизни». Кенхерхепешеф не был автором свитка , так как verso – обратная сторона свитка - была заполнена его собственными записями – фрагментами поэмы о битве при Кадеше и копией его письма к везиру Мернептаха, почерк которых сильно отличается от стиля написания основного текста. Сложная игра слов и изящный язык свидетельствуют о том, что автор текста принадлежал к среде элитных писцов и был, скорее всего, жрецом. Кенхерхепешеф, в свою очередь, также был высокообразованным человеком, как и многие другие мастера из поселка, и, кроме того, увлекался магией, из-за чего писца побаивались многие обитатели Дейр эль-Мединэ. После смерти Кенхерхепешефа, который был бездетен, библиотека перешла в руки Амоннахта, сына жены Кенхерхепешефа от второго брака; Амоннахт приписал к тексту сонника колофон, пытаясь выдать его за собственное произведение. Свитки из библиотеки позже меняли владельцев, некоторые из них и, к сожалению, сонник с течением времени были повреждены.
Сонник Кенхерхепешефа ориентирован на мужчину, по крайней мере – сохранившаяся его часть. Это понятно не только по первым словам каждого абзаца – «если мужчина видит себя во сне…», но и из всего текста сонника. Иначе построен т.н. «Демотический Сонник», написанный спустя тысячелетие, в котором сновидцы разделены на категории, среди которых есть и женщины, для которых предназначены интерпретации специфических женских снов. Сны и их интерпретации в соннике Кенхерхепешефа перечислены довольно кратко и строго соответствуют мировоззренческим категориям Египта того времени. Интерпретация снов строится в большинстве случаев на игре слов, мифологических эпизодах, опыте ритуальной практики и этических нормах эпохи. К сожалению, мы не знаем, насколько сильно опирался автор на традицию толкования снов, которую, увы, мы не можем проследить, и, в таком случае, насколько весомым был его собственный, авторский вклад в текст. Впрочем, А. Гардинер указывал, что язык сонника – превосходный среднеегипетский – более чем что-либо иное свидетельствует о том, что сонник восходит к очень отдаленным временам, а первое упоминание о сне как источнике некоего знания встречается еще в «Поучении Мерикаре», где описывается забота бога о людях: «создал он для них магию более сильную, чем оружие, чтобы отражать то, что может случиться, создал сны днем и ночью».
Текст сонника давал египтянину возможность «бросить» беглый взгляд в свое будущее; нам текст позволяет понять мечты, надежды, социальные проблемы, систему верований и многое другое, заботившее египтянина, современника Рамсеса II, составлявшее его пространство, внутри которого он существовал согласно устоявшимся нормам, которые лежат в основе интерпретации того или иного сна, которая, порой, остается для нас непонятной. Сам сонник, судя по тексту, описывал и давал значения снам двух категорий сновидцев, так как начало текста не сохранилось, а в его финале начинается новый раздел – «Начало снов последователей Сетха». Этот раздел предваряет детальное описание физических и духовных качеств этого типа мужчин. Первая часть папируса, утерянная, скорее всего, также начиналась с описания другой категории египтян, скорее всего, «последователей Хора», упоминания о которых встречаются еще со времени «Текстов пирамид». Описание «человека Сетха» очень красноречиво: у него кудрявые волосы, обильные волосы на теле, он бородат, любит выпить сверх меры, дебошир, развратник и любитель женщин. Текст поясняет, что он может быть рожден в самых лучших семьях, однако его вкусы, манеры, в целом – весь характер, делает его подобным представителю низших классов общества и ставит его вне системы идеального общества, каким его видел египтянин. К несчастью, лишь четыре сна от перечня сновидений «последователя Сетха», сохранились в папирусе, что не достаточно для того, чтобы сделать какие-либо глобальные выводы о их отличии от снов его противоположности – «человека Хора». Позже идея о том, что один и тот же сон несет в себе совершенно разную смысловую нагрузку для разных категорий сновидцев, получит развития в демотических сонниках, в особенности – в разделах, касающихся женщин.
Ниже приведены выдержки из сонника, наиболее сохранившиеся его фрагменты:

«Если человек видит себя во сне с разбитым ртом, - хорошо, это значит, что разобьет бог его, открывая, [чтобы вышло] то, что ужасающе в сердце его. (r. 2.1)
Если человек видит себя во сне вкушающим плоды тигрового ореха, - хорошо это, [значит] – управлять людьми его города. (r 2.2)
Если человек видит во сне цаплю, - хорошо, это значит – процветание. (r 2.3)
Если человек видит во сне сосуд для меда с закрытой крышкой, - хорошо, это значит – […] ему что-то от бога его. (r 2.4)
Если человек видит себя во сне жующим листья лотоса, - хорошо, это значит что-то, чему он будет рад. (r 2.6)
Если человек видит себя во сне стреляющим в цель, - хорошо, это значит что-то [хорошее] произойдет с ним. (r 2.7)
Если человек видит во сне […] свою жену к женатому мужчине, - [хорошо], это значит, что все дурное, относящееся к нему, уйдет. (r 2.9)
Если человек видит во сне бога, который наверху, - хорошо, это значит большое пиршество. (r 2.14)
Если человек видит себя во сне пьющим […] пиво, - хорошо, это значит успокоение его чувств. (r 2.17)
Если человек видит себя во сне со ртом полным землей, - хорошо, [это значит] поедание его сограждан. (r 2.20)
Если человек видит себя во сне поглощающим плоть осла, - хорошо, это значит, что он станет великим. (r 2.21)
Если человек видит себя во сне поглощающим плоть крокодила, - хорошо, это значит получение того, что имеет вельможа. (r 2.22)
Если человек видит себя во сне смотрящим в окно, - хорошо, [это значит], что призыв его будет услышан его богом. (r 2.24)
Если человек видит себя во сне, когда ему выказывают почести, - хорошо, это значит, что призыв его будет услышан. (r 2.25)
Если человек видит себя во сне на крыше, - хорошо, это значит, что что-то будет найдено. (r 2.26)
Если человек видит себя во сне оплакивающим, - хорошо, [это значит], что умножится его состояние. (r 3.2)
Если человек видит себя во сне с удлинившимися волосами, - хорошо, это значит что-то, от чего засияет лицо его. (r 3.3)
Если человек видит себя во сне пьющим вино, - хорошо, это значит - жить согласно Маат. (r 3.5)
Если человек видит себя во сне совокупляющимся со своей матерью, истекающей влагой (?), - хорошо, [это значит], что воссоединится он с родными. (r 3.7)
Если человек видит себя во сне сидящим на пальме дум, - хорошо, это значит радость в действии его Ка. (r 3.9)
Если человек видит во сне мертвого быка, - хорошо, это значит лицезрение […] врагов его. (r. 3.13)
Если человек видит во сне, что ему дают голову, - хорошо, это значит, что его [уста будут открыты], чтобы говорить. (r 3.17)
Если человек видит себя во сне убивающим змею, - хорошо, [это значит, что] споры […] будут убиты. (r 4.1)
Если человек видит во сне, что у него лицо леопарда, - хорошо, [это значит] действовать подобно начальнику. (r 4.2)
Если человек видит во сне большую кошку, - хорошо, это значит - большой урожай придет к нему. (r 4.3)
Если человек видит себя во сне связывающим дурных людей в ночи, - хорошо, [это значит, что] речь будет отобрана у его врагов. (r 4.5)
Если человек видит себя во сне переправляющимся на лодке, - хорошо, это значит преодоление всех споров. (r 4.6)
Если человек видит себя во сне сидящим на сикоморовом дереве, - хорошо, [это значит, что] все его недоброе уйдет прочь. (r 4.7)
Если человек видит себя во сне убивающим быка, - хорошо, [это значит, что] его враги будут убиты. (r 4.8)
Если человек видит во сне Бусирис, - хорошо, [это значит, что] будет достигнут преклонный возраст. (r 4.9)
Если человек видит себя во сне взбирающимся на мачту, - хорошо, [это значит, что] будет он возвышен своим богом. (r 4.11)
Если человек видит себя во сне разрывающим свои одежды, - хорошо, [это значит, что] будет он освобожден от всего дурного. (r 4.12)
Если человек видит себя во сне мертвым, - хорошо, [это значит], что долгая жизнь перед ним. (r 4.13)
Если человек видит себя во сне упавшим со стены, - хорошо, это значит – окончание раздоров. (r 4.15)
Если человек видит себя во сне режущим быка своей собственной рукой, - хорошо, [это значит], что его (собственный) противник будет убит. (r 4.16)
Если человек видит себя во сне пишущим на [палетке?], - хорошо, [это значит], что человек будет упрочен на работе своей. (r 4.18)
Если человек видит себя во сне собирающим финики, - хорошо, это значит что провизия будет найдена как дар бога его. (r 4.15)
Если человек видит себя во сне дающим себе провизию храма, - хорошо, [это значит] жизнь будет дана ему богом его. (r 4.22)
Если человек видит себя во сне плывущим в лодке, - хорошо, - это значит проживание с его согражданами. (r 4.23)
Если человек видит себя во сне [читающим из] папирусного свитка, - хорошо, [это значит], что человек будет упрочен в доме своем. (r 5.9)
Если человек видит себя во сне сидящим в саду под лучами солнца, - хорошо, это значит удовольствие. (r 5.13)
Если человек видит себя во сне разбирающим стену, - хорошо, это значит очищение […] от скверны. (r 5.14)
Если человек видит себя во сне покрывающим корову, - хорошо, это значит будет день любви проведен в доме его. (r 5.16)
Если человек видит себя во сне поглощающим плоть крокодила, - хорошо, [это значит] быть подобным вельможе среди своих людей. (r 5.17)
Если человек видит себя во сне смотрящим на луну, когда сияет она, - хорошо, [это значит] милосердным будет к нему его бог. (r 5.22)
Если человек видит себя во сне хоронящим пожилого человека, - хорошо, это значит процветание. (r 6.1)
Если человек видит себя во сне скидывающим одежды свои на землю, - хорошо, это значит завершение спора. (r 6.5)
Если человек видит себя во сне тянущим лодку, - хорошо, [это значит] причалит он благополучно к дому своему. (r 6.6)
Если человек видит себя во сне поедающим виноград, - хорошо, [это значит] дадут ему что-то из собственности его. (r 6.8)
Если человек видит себя во сне погребенным заживо, - хорошо, это значит радостное процветание. (r 6.11)
Если человек видит себя во сне смотрящим на цветок лилии (?), - хорошо, [это значит] процветание. (r 6.14)
Если человек видит себя во сне слабым, - хорошо, это значит, что человек найдет врагов своих. (r 6.19)
Если человек видит себя во сне восхваляющим […], - хорошо, [это значит] что будет он оправдан перед богом своим. (r 6.21)
Если человек увидит себя во сне поедающим плоды сикаморы, - плохо, это значит боли. (r 7.2)
Если человек видит себя во сне совокупляющимся с хеджерит, - плохо, это значит, что будет судилище против него. (r 7.3)
Если человек видит себя во сне пьющим теплое пиво, - плохо, это значит, что страдание прострется над ним. (r 7.4)
Если человек видит себя во сне поедающим мясо скота, - хорошо, это значит, что что-то произойдет с ним. (r 7.5)
Если человек видит себя во сне шагающим к месту отдохновения, - плохо, это значит, что заговор разовьется против него. (r 7.7)
Если человек видит себя во сне поедающим сома из канавы, - плохо, [это значит], что будет он схвачен крокодилом. (r 7.8)
Если человек видит себя во сне глядящим на свое лицо в зеркале, - плохо, это значит - другая жена. (r 7.11)
Если человек видит себя во сне поедающим горячее мясо, - плохо, это значит, что нет оправдания. (r 7.14)
Если человек видит себя во сне совокупляющимся с женщиной, - плохо, это значит печаль. (r 7.17)
Если человек видит себя во сне укушенным собакой, - плохо, [это значит], что он будет тронут магией. (r 7.18)
Если человек видит себя во сне укушенным змеей, - плохо, это значит, что спор развернется против него. (r 7.19)
Если человек видит себя во сне мечущимся в доме своем, - плохо, это значит, что будет он болен. (r 7.19)
Если человек видит себя во сне в кровати, охваченной пламенем, - плохо, это значит, что будет изгнана жена его. (r 7.25)
Если человек видит себя во сне уколотым колючим растением, - плохо, это значит произнесение лжи. (r 7.27)
Если человек видит себя во сне охотящимся на птиц, - плохо, это значит, что что-то будет уведено от него. (r 7.28)
Если человек видит во сне, что его пенис стал твердым, - плохо, [это значит] победу его врага. (r 8.2)
Если человек видит себя во сне плывущим вниз по течению, - плохо, это значит жизнь бегущего назад. (r 8.3)
Если человек видит во сне, что ему дают арфу, - плохо, это значит что-то, через что будет нанесен вред ему. (r 8.4)
Если человек видит себя во сне смотрящим в глубокий колодец, - плохо, это значит, что его посадят в тюрьму. (r 8.5)
Если человек видит во сне, что пламя выходит против него, - плохо, [это значит], что будет он повержен. (r 8.6)
Если человек видит себя во сне вырывающим ногти с пальцев своих, - плохо, [это значит, что будет] уведена работа рук его. (r 8.7)
Если человек видит себя во сне наполняющим горшки (?), - плохо, это значит, что будет он в боли. (r 8.8)
Если человек видит во сне крылья, что закутывают его самого, - плохо, [это значит], что не оправдан он перед богом своим. (r 8.9)
Если человек видит себя во сне совокупляющимся с хищной птицей, - плохо, это значит, что что-то может быть вырвано прямо из его рук. (r 8.10)
Если человек видит во сне страуса, - плохо, [это значит, что] дурное случится с ним. (r 8.11)
Если человек видит во сне свои зубы, вывалившиеся перед ним, - плохо, [это значит, что] один из близких его умрет. (r 8.12)
Если человек видит во сне карлика, - плохо, [это значит], что половина жизни его отнята. (r 8.13)
Если человек видит себя во сне ударенным ивой, - плохо, это значит погребальную процессию, когда умрет он. (r 8.15)
Если человек видит себя во сне вошедшим в комнату, когда мокры одежды его, - плохо, это значит сражение. (r 8.16)
Если человек видит себя во сне разбивающим на куски камень, - плохо, это значит, что бог его зол на него. (r 8.18)
Если человек видит себя во сне плавящим медь, - плохо, это значит блуждание по земле. (r 8.19)
Если человек видит себя во сне закрывающим дом свой, - плохо, это значит отторжение. (r 8.21)
Если человек видит себя во сне уносящим храмовое имущество, - плохо, [это значит] изъятие собственности его в его присутствии. (r 8.25)
Если человек видит себя во сне воскуряющим ладан на огне для бога, - плохо, [это значит] сила бога будет против него. (r 8.26)
Если человек видит себя во сне назначенным чиновником, - плохо, [это значит, что] смерть приближается и пребывает рядом. (r 9.2)
Если человек видит себя во сне в азиатском облачении, - плохо, [это значит, что] изгонят его со службы его. (r 9.3)
Если человек видит во сне людей, [находящихся] далеко, - плохо, [это значит, что] его смерть пребывает неподалеку. (r 9.4)
Если человек видит себя во сне умащающим себя маслом, - плохо, [это значит, что] его люди будут уведены от него. (r 9.6)
Если человек видит себя во сне видящим небо с дождем, - плохо, [это значит, что] ссоры начнутся против него. (r 9.8)
Если человек видит себя во сне смотрящим на женскую вульву, - плохо, [это значит, что] крайняя нужда у него. (r 9.9)
Если человек видит себя во сне обнажающим свой собственный зад, - плохо, [это значит, что] в конце будет он беден. (r 9.10)
Если человек видит себя во сне выжимающим вино, - плохо, [это значит, что] имущество его будет конфисковано. (r 9.12)
Если человек видит во сне горящий огонь, - плохо, это значит что будет уведен его сын или его брат. (r 9.15)
Если человек видит себя во сне сидящим в кабине корабля, - плохо, [это значит] волочение его собственного сердца. (r 9.17)
Если человек видит себя во сне пьющим кровь, - плохо, [это значит, что] борьба грядет ему. (r 9.18)
Если человек видит себя во сне отрезающим волосы свои, - плохо, [это значит, что] что-то будет уведено из дома его. (r 9.19)
Если человек видит во сне свое лицо в воде, - плохо, [это значит] проводить жизненной срок в другой жизни. (r 9.20)
Если человек видит себя во сне совокупляющимся со своей женой при дневном свете, - плохо, [это значит, что] преступления его будут видны богу его. (r 9.22)
Если человек видит себя во сне сторожащим обезьян, - плохо, [это значит, что] изменения грядут. (r 9.27)
Если человек видит себя во сне приносящим мышь с поля, - плохо, [это значит] дурное сердце. (r 9.28)
Если человек видит себя во сне поедающим фаянс, - плохо, [это значит, что] ссора крепка. (r 10.2)
Если человек видит себя во сне тушащим огонь водой, - плохо, [это значит, что] имущество его закончится. (r 10.7)
Если человек видит себя во сне разбивающим сосуд ногой своей, - плохо, это значит - борьба. (r 10.9)

(с) В.Солкин. Просьба - если куда-то нужны фрагменты текста, не тупо копировать, а написать мне и указать, для чего имеенно и куда нужен текст. Тем более, что перевод уже опубликован в книге.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
lointaine
Mar. 16th, 2007 06:43 pm (UTC)
"пестрые одежды души"
Виктор, добрый вечер!

Хочу спросить, что значат "пестрые одежды души" (British Museum. Egyptian Stelae. Vol.II.9(№ 574), цитирую по книге Г.Кеес."Заупокойные верования древних египтян".

Заранее благодаою за ответ.
victorsolkin
Mar. 17th, 2007 09:39 am (UTC)
Re: "пестрые одежды души"
Тут все довольно просто. Речь идет о представлении о том, что только в нашем пространстве Ба принимает облик птицы и эта пестрая (вспомните "риши") оболочка как бы адаптирует Ба к этому пространству. Тема поднималась в астрономических текстах и в ряде частных стел. Если надо, найду ссылки.
Катерина Байрон
Nov. 30th, 2016 07:45 pm (UTC)
Сходство толкования сновидений Фрейда с древним Египе
Добрый вечер ! Я делаю доклад в институте психоанализа по работам Фрейда и нашла такую информацию : "Не далеко от Луксора археологи нашли папирус, который датитуется 13 веком до н.э. И относится к эпохе правления фараона Тутанхамона, его расшифровали, как один из первых сонников на земле . По одной из версий , автором этого папируса был древнеегипетский жрец Кенхерхепешеф, при дворе Тутанхамона его считали древним магом и колдуном , но юный Тутанхамон был благосклонен к жрецу, так как тот умел мастерски толковать сновидения , то есть Египетские мудрецы уже 3 тыс лет назад понимали как расшифровать сигналы, которые посылает им бессознательное.
Если человек видит себя во сне убивающим быка - его враги будут убиты
У Фрейда убить быка — избавиться от тайных конкурентов.
Если человек видит себя во сне смотрящим в глубокий колодец - это значит, что его посадят в тюрьму.
У Фрейда колодец — это признак замкнутости и закомплексованности в сексуальных отношениях и контактах с людьми... " Так же сравнила еще несколько версий толкований Фрейда с теми, которые у Вас здесь озвучены и ,действительно, есть не мало сходств.
Прошу Вашей помощи в следующем :
1. Я бы хотела информацию доклада подтверждать официальными данными . Подскажите, пожалуйста , это Вы делали перевод на русский ? Где хранится оригинальный документ ( папирус )?
2. Фрейд изложил толкование сновидений в 1900 году, а документ нашли в 1928 году. Как Вы считаете , может были и другие сонники Древнего Египта , схожие с этим ?

Буду благодарна за любую информацию !
victorsolkin
Dec. 1st, 2016 01:18 am (UTC)
Re: Сходство толкования сновидений Фрейда с древним Еги
Доброй ночи!
Постараюсь ответить по пунктам:
1. Тутанхамон правил в 14 в. до н.э., на столетие раньше, чем был создан Сонник Кенхерхепешефа. Дальше все, что про Тутанхамона - басня и невежество. Кенхерхепешеф был современником Рамсеса II, т.е. жил в 13 в. до н.э., был не жрецом, а царским писцом. Свиток найден не около Луксора, а конкретно в Дейр эль-Медине - деревне строителей царских гробниц. Автор текста - не он, он купил свиток, написанный более прфоессиональной рукой, на обратной стороне которого делал записи уже сам, подписав их. У него - другой почерк.
2. Перевод на русский делал я. Он издан в моей монографии: Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египеет. - М.: Вече, 2006. С. 222-227, в рамках большой главы, посвященный пониманию пространства сна в Древнем Египте. Оригинал - папирус Честер Битти III хранится в Британском музее (EA10683). Фрейд мог быть знаком с переводом Гардинера до публикации - он был увлечен Древним Египтом, имел свою коллекцию египетских памятников, мог общаться с леди Эдит Честер Битти, которая передала папирус в музей. Да, есть и другие тексты такого рода, более поздние. Подробнее: Szpakowska K. Behind Closed Eyes. Dreams and Nightmares in Ancient Egypt. – Swansea, 2003.

Edited at 2016-12-01 01:20 am (UTC)
Катерина Савченко
May. 3rd, 2017 04:56 pm (UTC)
Манускрипты ( Евангелия )
Виктор, добрый день ! Вы наверняка знаете о манускриптах Евангелия 4-5 веков , найденных в Египте более 150 лет назад и именуемых Синайским, Сирийским и Вашингтонским Кодексами. Очень хочется почитать достоверную библию, мне кажется, что Вашингтонский кодекс - это и есть она, но в переводе на русский не нашла . Не могли бы Вы порекомендовать мне наиболее достоверный источник ? Благодарю !
victorsolkin
May. 3rd, 2017 06:06 pm (UTC)
Re: Манускрипты ( Евангелия )
Катерина, добрый вечер! Я занимаюсь исключительно египтологией - т.е. наследием эпохи фараонов. Все что позже - вне моего интереса и совсем другая специальность - коптология. Поэтому тут я не смогу дать Вам совет.
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com