sand

Фото на память

Вчера в «Волошинке» на открытии выставки "Восточная мечта Елены Образцовой", с моей любимой Татьяной Христофоровной Метакса из Музея Востока. Умнейшая и легендарная, горжусь дружбой.


ka

Супруга бога. Лекция 20 ноября

Я рад анонсировать еще одну премьеру в этом лекционном сезоне

Всех жду и буду признательны за перепосты!

Супруга бога«Супруга бога»: великие жрицы в святыне Карнака

Лекция Виктора Солкина

20 ноября. 19.30.

Карнакский храм бога Амона, называвшийся в древности «Совершеннейшее из мест», на протяжении почти двух тысячелетий был одним из важнейших центров древнеегипетской культуры. Особую роль в клире храма играли женщины. Это были как знатные придворные дамы – многочисленные музыкантши и певицы Амона, так и высокопоставленные хенеретет – «затворницы», которые были элитой женского жречества.

Над всеми ними с XVI в. до н.э. царила «великая Cупруга бога» - верховная жрица, обязанности которой часто исполняла царица. Вместе с кризисом, разразившимся в Египте в начале I тысячелетия до н.э., в Карнаке появились верховные жрицы нового типа: эти знатнейшие дамы давали обет безбрачия и выбирали преемницу среди дочерей правящего царя.

О быте, функциях «Супруги бога» и её подчиненных, женском жречестве Амона Карнакского, храмовых тайнах, восхитительных образах жриц в искусстве и, наконец, об удивительных и, порой, трагичных судьбах тех, кого в Египте считали эталонами нравственности и красоты, - в лекции Виктора Солкина, сопровождающейся уникальными авторскими фотоматериалами.

Обязательна регистирация на лекцию: https://www.domvoloshina.ru/events/supruga-boga-velikiye-zhritsy-v-svyatyne-karnaka

Collapse )
myself

По итогам лекции "Последние времена"

Опыт лекции "Последние времена. Наследие Древнего Египта накануне Средневековья" - потрясающий.

Во-первых, это испытание - слушать лекцию почти три часа и не хотеть сбежать. Спасибо!
Во-вторых, читать лекцию, в которой нужны знания египтолога, антиковеда, коптолога и исламоведа - это очень трудно!

Collapse )
sand

Не ела б ты, Аида, цыбули, или Ещё немного об украинско-немецкой "Аиде" в Луксоре.

Для полного понимания, насколько адским может быть трэш за ваши деньги.

- дородный среднеазиатский гастарбайтер Насреддин с тюбетейке и его дочь Ханума в черном халате (вместо эфиопского царя Амонасро и его дочери Аиды);

Collapse )
sadness

Провальная "Аида" в Луксоре

Кому ночных ужастиков?

"Аида" в Луксоре, украинско-немецкого производства, впервые поставленная в Египте настолько безвкусно. Чего стоит одна буйно тремолирующая временами Амнерис (Eliska Weissova) в красной ночнушке с бретельками на фоне аляповатой дискотеки в храме Хатшепсут или львовская дирижерша Oksana Lyniv, многократно глушившая солистов и перепадами темпа съедавшая детали важных фраз. Экспрессивно махать руками и делать натужно-мученическое лицо - это еще не значит быть дирижером.

Местечково и очень дешево (( Визуально - никакого отношения действо к стилистике Древнего Египта не имело вовсе.

Чудесное из украинской рекламы этой сомнительной истории: "Прем'єра опери Дж. Верді "Аіда" на підніжжі храму Хатшепсут, Люксор, Єгипет, за участі українських оркестру та хору - INSO-Lviv та Національної академічної капели "Думка"!
Вітаємо!! Це був точно шалений успіх".

"Думка" - доставило )) а успех, однозначно, "шалений", особенно при заметной жидкости аплодисментов на записи. Люди не идиоты, особенно те, которые специально летят на "Аиду" в Египет.

А ведь в 1990-х "Аида" уже шла в Дейр эль-Бахри и была поставлена очень достойно самими египтянами, Каирской оперой...

Билеты от $100 до $750. За что? Удивлен, что из храма не вышла мумия Хатшепсут и не попросила убавить звук.

Collapse )
old egypt

Находка и воспоминания

Наконец-то добрался до почты (жутко не люблю это заведение) и забрал неожиданную покупку. Пару месяцев тому назад от бессонницы копался на интернет-барахолке и... увидел, впервые за много лет, русскоязычную книгу по Египту, которая до этого мне никогда не встречалась ))) Это удивительно!

Чудесные очерки польской журналистки Зофьи Ежевской, работавшей на раскопках в древнем Атрибисе, живые и "вкусные". Из когда-то очень популярной серии "По следам исчезнувших культур Востока". Тираж 15 тыс. экз. для 1962 года - небольшой.

Вспомнился замечательный Олег Константинович Дрейер, выдающийся африканист и главный редактор восточного отделения "Науки". С ним дружила моя мама, я часто бывал в его кабинете на Рождественке, во флигеле Института востоковедения, там, где сейчас все сдается под очередной кабак. В кабинете Дрейера стоял густой трубочный дым, висела огромная карта мира, на полках громоздились африканские божки, которых он привозил из командировок. Чудесный, радушный и умный человек, идеалист, он часто дарил мне книги по Египту, а иногда обнимал меня за плечи и говорил, глядя куда-то за пределы стен, что мне повезло, потому что я буду жить в том, другом мире будущего, где будет море книг, торжество науки и огромные возможности для ученого.

Эх, знал бы он, как ошибался и к чему мы скатимся...

sand

У подножия пальмы, ради жизни вечной...

У вод озера, покрытого цветами водяной лилии, преклоняют свои колени царский писец и жрец богини Сехмет Ниаи и его супруга - ушедшие из этого мира, но вечно живые для мира духа. На берегу озера, что между мирами живых и вечно живых, растет древо жизни: сикомора или, как здесь, - финиковая пальма. Полна крона листьев, ломятся от плодов гроздья фиников.

В стволе древа обитает богиня - великая защитница всех душ. Обычно это Исида, Нут или Хатхор. Из ствола проступает ее грудь, полная молока бессмертия, и руки. В одной руке она держит жертвенник с всевозможными яствами, в другой - хес - сосуд с чистой водой, из которого стуится влага. Ниаи и его успруга отпивают воды, которая несет им возрождения и силы следовать дальше в загробный мир. Свою прошлую жизнь, отпив влаги и преломив хлеб, они забудут.

Меж тем, склонившись, воду из озера пьют и их Ба - "души", изображенные как в облике птиц с человеческими головами, так в форме горящих масляных светильников.

Из Саккары.

14 в. до н.э. 

Берлин, Египетский музей

(с) фото - Виктор Солкин, 2019

stoneface

"Последние времена" Лекция 30 октября

Знаете ли Вы, как пали последние египетские храмы, как был уничтожен интеллектуальный центр в Александрийской библиотеке и как выглядит последняя надпись египетским иероглифическим письмом?

Абсолютно уникальные материалы вошли в грядущую лекцию Виктора Солкина "Последние времена. Наследие Древнего Египта накануне Средневековья". Не пропустите!

30 октября 2019 в 19.30

Эпоха становления христианства в IV в. н.э. стала для Египта временем крушения угасающей древней цивилизации, разрушения знаменитых святилищ, гибели не только жрецов и ученых, но и шедевров искусства.

Отдельные общины тех, кто был верен вере предков, стали основой тайных обществ Верхнего Египта, отголоски о которых сохранились в более поздних, арабских источниках.

О падении храмов Филе и Абидоса, учениках круга «сестры Теосебии», последней надписи иероглифическим письмом, финальных веках египетской традиции и её наследии в начале Средневековья - в лекции Виктора Солкина, которая сопровождается уникальным фоторядом.

ОБЯЗАТЕЛЬНА регистраия на событие на сайте библиотеки: https://www.domvoloshina.ru/events/posledniye-vremena-lektsiya-viktora-solkina

anubis

Символы бессмертия

В комментариях под новостью о находке гробов с мумиями жрецов и жриц XXII династии в Асасифе было много вопросов о декорировке гробов и её смыслах. В качестве примера я взял крохотный фрагмент стенки днища одного из гробов и быстро проанализировал, что на нём изображено. Это еще и к вопросу о том, можно ли понимать египетское искусство, только как совокупность эстетических признаков. Нет, нельзя.

Все элементы декорировки – из изобразительного ряда «Книги мёртвых» и ряда мифологических папирусов. При всей каноничности сюжетов, художники, расписывавшие гробы, часто решали их авторски, дополняя привычные сюжеты какими-то элементами или иначе интерпретируя сложившуюся композицию. Именно поэтому все элементы росписи гробов – неповторимы и уникальны. Изображение условно разделено мной на квадраты. По правилам египетского искусства в данном случае "рассказ" движется справа налево.

Collapse )
media

Про гробы, пресс-конференцию в Луксоре и отечественных комментаторов

Сегодня в Луксоре на пресс-конференции, устроенной в шатре перед храмом Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, не сказали ничего принципиально нового. Собственно, все то, что я сказал ИА Регнум, подтвердилось полностью - от истории фиванских тайников, до датировки памятников, которые выполнены в абсолютно хрестоматийном стиле. 

Collapse )