?

Log in

No account? Create an account

Совсем недавно друзья-японисты жаловались на бездарную профанацию вместо бодро анонсированной лекции о Японии в одной из петербургских библиотек. А теперь отличились у нас, причем со столичным размахом. Оказывается (вчера мне скинули ссылку), уже несколько дней СМИ просто забиты проплаченной рекламой, где с восторгом и присвистыванием агитировали народ идти на «научно-популярную лекцию «В поисках гробницы Тутанхамона»». 

Происходило действо под эгидой канала HISTORY и некой видеофирмы MEGOGO в летнем кинотеатре в парке Фили. Неужели, подумал я, у нас кто-то стал нормально вкладываться в научпоп? Однако, незадача: имя лектора - некоего Андрея Шлыкова ничего мне, занимающемуся египтологией всю сознательную жизнь, не говорило. Вообще. Ни публикаций, ни каких-то проектов, связанных с Египтом, у человека с этим именем нет. Еще забавное: на афишке, вместо чего-то, связанного с Тутанхамоном, бодрый спортивный мужичок в кедах и тесной маечке в интерьере храма, созданного через 12 веков после Тутанхамона. То есть даже золотой маской народ не стали привлекать, привлекали, что называется, "на живца".

Read more...Collapse )

Царица и её ракушки

Когда начинаешь, опираясь на источники, рассказывать что-то очень личное и детальное о ком-то из героев древневосточной истории, иногда спрашивают: откуда это вы взяли, неужели это дошло до нашего времени? )) Однако, если знать материал, таких историй можно припомнить много. 

Например: представьте себе чернокожую царицу Хеннсу, супругу знаменитого завоевателя Египта Пианхи, жившего в 8 в. до н.э. Сидит нубийка Хеннса, вся в золоте и благовониях, грустит, а потом, чтобы развлечься, открывает ларчик из благородного дерева. В нём - коробочка серебряная с её именами в знак того, что это – её личное имущество. А в коробочке - коллекция царицы: окаменелости, ракушки, редкости и диковины… 

Read more...Collapse )

Помнить руками

Вчера, размышляя над печальной историей о мастерских,  отобранных у художников, вспоминал те "заветные уголки", где мне было чрезвычайно интересно наблюдать за автором, показывающим свои работы, неспешно приоткрывающим частицы мира, или даже миров, которые где-то там, внутри, но рвутся наружу. 

Всегда искренне завидовал тем, кто может передать то, что любит или то, чем болеет кистью, мастихином или резцом. Моё - это слово, композиция и свет на выставках, а потому наблюдать за мастером, за тем, как рождаются форма и цвет мне интересно чрезвычайно. И никакой компьютер с его графикой никогда этого не заменит. По крайней мере, в моем мире, в моей системе координат. 

Вспомню самые удивительные мастерские, которые меня поразили и вдохновили. Из многих, где был - вспомню три, надеюсь, никого не обижая. 

Это, конечно, чудесный дом XVII века, где таятся, среди дум и бесед, скульптуры замечательного Николая Аввакумова, где я впервые, пораженный, увидел совершенную парчу в пластилине, прикасался кончиками пальцев к старинным изразцам и пил вино из потертых лафетничков, потому что из них - вкуснее. Вино - забылось, вкус мастерской и смыслов -  остался навсегда.

Read more...Collapse )

Научные изобретения, математика и медицина, стиль жизни и алкогольные напитки, древние мудрецы и египетский календарь, все многообразие мира древних египтян - в новом эфире радио "Маяк". Виктор Солкин в гостях У Петра Фадеева и Александра Пушного.

https://radiomayak.ru/videos/video/id/1924577/

Замечательное интервью с Татьяной Баскаковой - великолепным переводчиком и египтологом, которая ушла по ряду причин, очень человеческих и банальных, из египтологии.


Впервые с XIX столетия Египет открыл для посещения пирамидный комплекс Сенусерта II в эль-Лахуне. Событие ознаменовало собой успешное завершение проекта по консервации этой пирамиды, расположенной в провинции Файюм и называвшейся в древности «Сияющий Сенусерт».

Read more...Collapse )

В поисках нужной книги вытащил с полки увесистый фолиант в роскошной суперобложке, чтобы вынуть соседнее издание. Невольно вспомнилась занятная история из середины 1990-х, которую давно стоило бы рассказать.

Как-то я захожу в кабинет Варвары, тогдашнего секретаря И.А. Антоновой, по каким-то делам. И обмираю: на стене висит роскошный постер с изображением колоссальной головы Аменхотепа III из Луксорского музея. Фактура, ракурс, полиграфия – ну просто невероятно хорошо.

- Откуда? – спрашиваю почти вожделенно.

Оказывается, ГМИИ давал на сводную выставку по эпохе Аменхотепа III, которая прошла в Париже и США ту самую знаменитую египетскую ложечку в виде пловчихи с цветком водяной лилии в руках. Шедевр вернулся домой, а с ним – роскошный постер и два экземпляра каталога выставки «Аменхотеп III. Фараон-Солнце». Один – в научную библиотеку ГМИИ, другой – в личную библиотеку Светланы Ходжаш, у которой я тогда работал в Отделе Востока. В отделе Светлана Измайловна, как это за ней водилось, ничего о книгах не сказала. О постере, подаренном Антоновой, которая на дух не выносит древневосточное искусство, - тоже.

Read more...Collapse )

Первые фрагменты статуи бога Амона с чертами лица Тутанхамона, которая многие десятилетия является одним из символов Карнакского храма, демонтированы для последующей реставрации статуи. 

Read more...Collapse )

Архив недавнего эфира на Радио России.
Русский Египет, шедевры на аукционах, невежды о строительстве пирамид, египтология в Библиотеке имени М.А. Волошина ЦБС ЦАО, советские египтологи, а также вопрос о том, почему наследие земли фараонов столь привлекательно для многих наших современников. В двух частях.

Часть 1 - https://www.radiorus.ru/brand/59306/episode/2176622

Часть 2 - https://www.radiorus.ru/brand/59306/episode/2176689

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com