goldenface

Аменхотеп III и петербургские сфинксы. Лекция на канале Виктора Солкина в открытом доступе

Друзья,

к майским праздникам я решил сделать всем небольшой подарок и выпустить в свободный доступ лекцию о блистательной эпохе Аменхотепа III и петербургских сфинксах, которая недавно была прочитана в Санкт-Петербурге.

Публичная лекция египтолога Виктора Солкина посвящена, пожалуй, самой блистательной эпохе в истории древнеегипетской цивилизации. Четыре десятилетия в первой половине XIV века до н.э., ставшие временем правления царя Небмаатра Аменхотепа III, воплощены в изящных колоннадах Луксорского храма, гигантских царских колоссах и невероятной рафинированной пышности египетского двора. Это время широких торговых и дипломатических контактов Египта с окружающим миром и золотой роскоши, сметенное эпидемией чумы; годы, когда за увлеченного собой до самообожествления монарха правили всесильные женщины царского дома, имена которых гремели по всему Древнему Востоку, как символы непредсказуемой политики царства на Ниле.  Во время лекции можно будет увидеть изображения поразительных шедевров искусства, среди которых особое место занимают знаменитые сфинксы царя, перевезенные из Фив в Россию в 1832 году; прочесть клинописные тексты царской дипломатической переписки, узнать, как в эпоху расцвета выглядели храмы древних Фив и спуститься в подземелья гробниц Долины царей, чтобы еще раз поразиться тому чуду, каким был когда-то Египет.  

Санкт-Петербург, 8 апреля 2021 г.

myself

Великая пирамида. Как это было.

Пришло больше сотни откликов на вчерашнюю лекцию о Великой пирамиде - во все мессенджеры. Давно не получал такое море добрых слов, благодарностей и пожеланий. Очень приятно, что тема оказалась такой востребованной и нужной. Лекция была очень непростой. Сложный, подробный материал, порой парадоксальный, опирающийся на изучение огромного количества археологических и текстуальных источников разных эпох. Радостно, что погружение получилось.

Несколько снимков от Михаила Быковского

Collapse )
sand

Великая пирамида. 27 апреля.

Пожалуй, самое известное архитектурное сооружение древности, Великая пирамида некрополя Гиза по-прежнему привлекает к себе внимание как ученых, так и обывателей, которые посвящают ей самые нелепые теории.
На лекции египтолога Виктора Солкина речь пойдет о том, что на самом деле мы знаем о царе Хуфу и его великом творении. Мы узнаем о многих деталях царского припирамидного комплекса – как сохранившихся, так и исчезнувших, познакомимся с его архитектором Хемиуну, вспомним об уникальных свидетельствах, подробно рассказывающих о том, кто и как строил царскую пирамиду. Мы также остановимся на новейших научных теориях, позволяющих глубже проникнуть не только во многие особенности удивительного памятника, но и в то, как он отражал собой картину мира древних египтян. Не обойдем стороной и то, как воспринимали Великую пирамиду в Античности и Средневековье.

27 апреля 2021 г. Начало в 19.30 

Лекцию можно посетить очно в Библиотеке имени М.А. Волошина, подключиться к трансляции или заказать разовый доступ к ее записи. Нужную опцию можно выбрать при регистрации на лекцию:

https://www.domvoloshina.ru/events/velikaya-piramida-lektsiya-viktora-solkina

goldenface

Сокол Нехенский

Издревле египтяне почитали золото, как священный металл и «плоть богов». Из него делали культовые статуи божеств, которые устанавливали в Святая Святых храмов. Большинство этих образов было переплавлено с приходом в Египет христианства. Тем ценнее те единичные экземпляры таких скульптурных изображений, которые дошли до наших дней. Это голова культовой статуи Бога Хора, владыки Нехена (Иераконполя) – города на юге Египта. Хор – воплощение царственности и власти - предстает в облике божественной птицы, тело которой было изготовлено из дерева обитого медью, а голова – из золота. Глаза птицы инкрустированы обсидианом. На голове птицы – корона «шути» из стилизованных соколиных перьев. Памятник сделан в 23 в. до н.э. при царе Пепи II. Миниатюрная металлическая статуэтка царя изначально была установлена перед образом сокола. При перестройке храма еще в древности образ был спрятан в подземном тайнике, что спасло его от воров и вандалов.

Каир, Египетский музей

Эта и другие истории в моем Инстаграм. Подписывайтесь!

https://www.instagram.com/victorsolkin

goldenface

Царская церемония в Каире

Несколько слов по повод вчерашнего «Золотого парада фараонов». 

В целом египтяне большие молодцы. Получилось стильное, эффектное действо, которое не свалилось в шоу, а осталось знаком почтения к великим царям прошлого, торжественной церемонией. 22 мумии, среди которых Аменхотеп I и Яхмес-Нефертари, Тутмос III, Хатшепсут, Сети I, Рамсес II, Рамсес III и многие другие великие цари и царицы обрели свое новое пристанище в Национальном музее египетской цивилизации в Фустате. Световое, музыкальное, смысловое сопровождение были сделаны весьма достойно. Особенно хороша была специально написанная музыка.

Порадовали отдельные детали – огромные перья Истины у ворот Египетского музея на Тахрире, певицы, исполняющие композиции на транслитерации древнеегипетского, жрицы со светящимися чашами приношений, танцовщицы, изображающие богинь-плакальщиц и стилизованные под древность ладьи, плывущие по Нилу у Фустата. Мне понравились сами катафалки, слишком яркие и странные, но это дело вкуса. 

Очень достойно, что в новом мавзолее царей былого встречал Президент страны. Общий смысл того, что Египет стоит на своих древних корнях и чтит их – очень хорош, уместен и так ярко продемонстрирован своевременно. Молодцы. Несколько фото из разных СМИ.

Collapse )
sand

Подземное небо Осирийона

Одно из самых священных и потаённых мест Египта – Осирийон в Абидосе. Найдя более древнюю святыню, царь Сети I в 13 в. до н.э. изменил план строительства собственного великолепного храма, к которому Осирийон примыкает с запада. По преданию – это тайная гробница Осириса, место, где великая Исида захоронила голову бога. Подземный остров, окруженный водами, мегалитическая кладка, рельефы, указывающие на особую святость места, – всё это производит особое впечатление.


Однако, пожалуй, самое поразительное место этого сооружения – т.н. «камера саркофага», где когда-то находилась какая-то великая святыня, не дошедшая до нашего времени.
На сводчатом потолке этого зала, вытянутого с юга на север, изображены Нут - богиня нашего неба, проглатывающая крылатое солнце на западе и рождающее торжествующее солнце на востоке, и ее сестра-близнец Наунет, сокровенное небо иного мира. Она вновь проглатывает солнце, чтобы оно родилось на заре в нашем мире. В теле Наунет, покрытом бессмертными звездами, возрождаются, попирая смерть, благочестивые души, отторгая земное и становясь пресветлыми духами.


Комплекс строго закрыт для посещения туристами, доступен только по специальному разрешению.

Мой кадр, январь 2021.

sadness

Бездарная кукла вместо "Аиды"

На днях, чтобы порадовать, прислал мне друг ссылку на полную запись новой «Аиды» (2021) из Опера Бастий, с моим любимым Й. Кауфманном в партии Радамеса. Вот, думаю, послушаю, порадуюсь.
Но не тут-то было. Потому что рядом с великим шедевром Дж. Верди, идеей О. Мариетта и поколениями великих исполнителей и художников откуда-то снизу вынырнули креативная режиссерка по имени Лотте де Беер и костюмерка Jorine van Beek. Лучше бы, конечно, они и не рождались, но, к сожалению, обратно уже не вернуть.


Действие происходит отнюдь не в Древнем Египте. А в какой-то европейской стране 19 столетия. Радамес – в эполетах, Амнерис – в пеньюарах и в кокетливо-пошловатых платьях с оборкой, жрецы – это нувориши с шампанским в руках, а храм Птаха – это вернисаж выставки африканских артефактов. И так далее. Но самое поразительное, это то, что Аида и ее отец эфиопский царь Амонасро – это куклы, созданные, судя по виду из конгломератов навоза крупного рогатого скота и певцы лишь озвучивают их уродливо-неуместные пантомимы, что полностью разрушает действие. Именно уродливой кукле поет свою «Cheleste Aida» Радамес.

Collapse )
sunset

Подарок к Празднику

Дорогие дамы, поздравляю с Праздником весны! Счастья и исполнения желаний!
А вот и небольшой подарок, впервые попавший в открытый доступ.


Искусство Древнего Египта донесло до нас множество образов рафинированных, изящных, ослепительных красавиц. Письменные источники свидетельствуют о чрезвычайно высоком социальном статусе египетской женщины, которая была порой более свободна, чем жительница Афин или Рима. Именно египтянка считалась в античности самой красивой женщиной Средиземноморья, притом, что традиционная культура воспитывала женщину недоступной, особенно порицая межнациональные браки.
О том, как жилось женщинам у подножия пирамид, какими были их быт и мечты, сколько стоили благовония, притирания и тонкий лён, была ли счастливой «пашня своего господина» и куда женщина «ходила тайком, говоря, что это была не она», - на лекции египтолога Виктора Солкина, сопровождающейся исключительным авторским фоторядом.


goldenface

С праздником! :-)

Международный день кошек, конечно, не может обойтись без египетских красавиц. Один из самых удивительных и показательных египетских памятников, связанных с этой темой, — это саркофаг любимой кошки царевича Тутмоса – сына Аменхотепа III и старшего брата будущего Эхнатона. 

Collapse )
goldenface

Храм Репит в Уаннине открыт для посещения

Египет закончил реставрацию и открыл для туристов храм богини Репит в Уаннине (Сохаг), построенный отцом Клеопатры VII. Это, бесспорно, событие десятилетия.

В четверг 25 февраля в Египте произошло очень значимое событие. Министр по делам древностей и туризма страны Хален эль-Энани открыл после более чем десятилетней реставрации храм богини Репит в Уаннине (Атрибис). Эта археологическая зона находится в 7 км к юго-западу от города Сохага на западном берегу Нила и некогда была частью IX нома Верхнего Египта, столицей которого был Ахмим.

Collapse )