sadness

Полный "ибн рашид", или египтология в сериале "Анна-детективъ"

Случилось, товарищи, страшное. В российском кинематографе появился образ нашего выдающегося первого египтолога – Владимира Семёновича Голенищева. Честно говоря, я не поверил, когда подписчик скинул мне эту новость. Потратил немного времени. Да, это правда. Но, как обычно – сплошные изъяны. Собственно, речь о сериале «Анна-ДетективЪ – II», который вышел этой осенью. Две серии под названием «Мумия» - это то, о чем речь.

Collapse )
ka

Птах и слава Мемфиса. Лекция 15 декабря.

Бог Птах – покровитель искусства и ремесла – почитался в Египте, как один из создателей вселенной. Задумав ее в глубине своего сердца, он не просто создает мириады богов и духов, но и как знаток тайных свойств минералов, металлов и других материалов, создает для них земные тела, в которые они смогут входить, проявляясь в своих святилищах. Покровитель царя, Птах наделяет его тело неземной силой, придавая ему прочность тайных сплавов, заменяя символически живую плоть на неуязвимый металл.
О тайнах творения, «Мефисском теологическом трактате», а также о том, что осталось до наших дней от славного Мемфиса – некогда одной из величайших столиц Египта и культового центра Птаха и богов его круга – в премьерной лекции египтолога Виктора Солкина.

Регистрация: https://www.domvoloshina.ru/events/ptakh-tayna-tvoreniya-i-slava-memfisa-lektsiya-viktora-solkina

sand

Карнак

В храмах Карнака много закрытых или малоизвестных уголков. Один из них – храм Осириса, властителя Вечности, где проходили ритуалы интронизации «супруги бога» - верховной жрицы бога Амона, которая с 10 в. до н.э. давала обет безбрачия.

Глава клира, «супруга бога», была одной из самых всесильных особ в стране. На стенах святилища изображены жрицы, получающие от высших богов «дыхание вечной жизни». На этом рельефе, сильно поврежденном кристаллами соли, все еще видны остатки полихромной росписи, некогда украшавшие лик и головной убор великой жрицы Аменердис Ханеферумут, жившей в 7 в. до н.э.

О многих малых святынях Карнака, которые известны совсем немногим посетителям великого храмового комплекса, в том числе, пойдет речь на моей лекции о Карнаке во вторник, 24 ноября.

sand

Карнак. Лекция 24 ноября

Карнакский храмовый комплекс, называвшийся в древности Ипет-Сут — «Совершеннейшее из мест», — одно из величайших национальных святилищ Египта. На протяжении более двух тысячелетий каждый царь старался внести в строительство храма свою лепту, будь то колонный зал, обелиски, малые святилища или колоссальные статуи. Посвященный богу Амону — «Сокровенному» творцу вселенной и божествам его круга, Карнакский комплекс занимает огромную территорию более двух квадратных километров и, бесспорно, поражает своим величием и красотой. На лекции Виктора Солкина мы увидим как знаменитые памятники, так и малоизвестные, а порой и закрытые для посетителей уголки Карнака, узнаем имена великих царей и зодчих, поговорим о таинствах бога Амона и грандиозных праздниках, когда бог покидал Святая Святых храма, чтобы освятить собой мир повседневности древних египтян.

Лекция состоится в формате онлайн-трансляции 24 ноября в 19:30.

Возможно подключение к трансляции или приобретение просмотра записи с ограниченным сроком действия.

Подробности: https://www.domvoloshina.ru/events/karnak-velichiye-vera-i-pamyat-lektsiya-viktora-solkina

anubis

Неизвестный

Терракотово-красное лицо, солнечный диск на лбу, серо-синие косметические линии миндалевидных глаз и брови. Эта замечательная маска саркофага неизвестного вельможи, жившего в 10-9 вв. до н.э., будет продана на ближайших торгах «древности» аукционного дома «Кристи». Абсолютно легальна, происходит из знаменитого собрания Альберта-Фердинанда Паньона, дипломата, жившего в Луксоре на рубеже XIX и XX столетий.

P.S.
Забавно, на "Кристи" все чаще стали появляться египетские вещи с ошибками в атрибуции и датировках, при этом подлинные. Эта маска, например, "удревлена" там, как минимум, на 200 лет. Местный эксперт ощутимо лажает.

(с) фото - Christie's


media

В гостях у Александра Гордона

Человек слишком привык воспринимать мир, как свою собственность. Отвык задумываться о том, что поступок влечет за собой следствие от которого, порой, невозможно откупиться. 

Среди гостей Александра Гордона в его "Док-Токе", который был показан вчера на Первом канале, я отвечал, как вы правильно догадались, за Древний Египет, вернее, за другое, древнее мировоззрение народа, который считал, что воздаяние может быть неотвратимым, а беда - заслуженной долей, за которой следует обновление и новый поиск. 

Collapse )
goldenface

Новый музей открыт в Кафр эль-Шейх

Еще один значимый археологический музей открылся в эти дни в столице провинции Кафр эль-Шейх, в западной части Дельты Нила.

В трех выставочных залах музея рассказывается история о выдающихся священных центрах этого региона, прежде всего – о городе Буто (совр. Телль эль-Фараин), который с глубокой древности почитался как одна из величайших святынь Нижнего Египта.

Collapse )
stoneface

Тот и лунные боги. 10 ноября

Тот, великий хранитель циклов Луны, хранит светило, которое изображено на потолке пронаоса храма Хатхор в Дендере, как колоссальное зеркало. В него будет смотреться богиня любви, чтобы вечно омолаживать свою красоту: именно Луна таит в себе, по египетским представлениям, самые действенные циклы регенерации. Богини и богини, символизирующие собой 15 суток на пути к триумфальному полнолунию, шествуют по направлению к Зеркалу Богини, причем повышающиеся постаменты под их стопами говорят о том, какие это лунные сутки.

Об этом и многом-многом другом - на моей лекции о культе Тота, таинствах Луны и лунных божествах 10 ноября. Доступны три опции участия в лекции. Подробности:  https://www.domvoloshina.ru/events/tot-i-lunnyye-bogi-lektsiya-viktora-solkina

sand

Тутанхамон

Когда произносишь имя «Тутанхамон», то все сразу же представляют себе золото из знаменитой гробницы. Между тем, при этом царе были проведены огромные восстановительные работы во многих храмах Египта, поврежденных вандалами его отца – Эхнатона. Во время реставрации в святилищах устанавливали прекрасные по исполнению скульптурные образы богов с портретными чертами Тутанхамона, в том числе, передающими его облик в самом детстве. 

Младенчество великолепно вкладывалась в сакральную парадигму о юном солнечном творце, рождающемся из предвечных вод в начале нового дня и новой эпохи. Именно к таким, ранним портретам, относится голова Тутанхамона в образе Амона, деликатно выполненная из песчаника. Это еще один шедевр из потрясающего собрания Музея египетского искусства в Луксоре.
14 в. до н.э.

(c) фото — Виктор Солкин, 2018

sand

Пасебахаэнниут

Великолепная погребальная маска царя Псусеннеса I была найдена французским археологом Пьером Монтэ в 1940 году во время раскопок царского некрополя в городе Танисе, на северо-востоке Дельты Нила.

Погребение царя, жившего в 11 в. до н.э., не было потревожено грабителями, а потому в целости попало в собрание Египетского музея в Каире. Сама находка, к сожалению, не получила такой же широкой известности, как гробница Тутанхамона, так как сенсационные новости пришли в Европу во время II Мировой войны.

Внук царя Рамсеса XI, сын верховного жреца Амона Пайноджема I и царевны Дуатхатхор Хенуттауи, Псусеннес правил больше 40 лет и был успешным политическим лидером. Мало кто знает, что Пусеннес - грецизированная форма египетского имени Пасебахаэнниут - "Он - звезда, воссиявшая в городе".

Золото, известняк, обсидиан.
(с) фото - Виктор Солкин, 2018