Category: лытдыбр

Category was added automatically. Read all entries about "лытдыбр".

myself

Шедевры из Измайлово )

В воскресенье, гуляя с другом по рынку в Измайлово и совершенно не собираясь ничего покупать, я просто замер, глядя на два предмета. Они остановили меня. 

В памяти сразу возникло то самое "узнавание" стиля и техники, о которых когда-то была речь. Ни где-нибудь, а в Эрмитаже, на выставке японского искусства эпохи Мэйдзи, где о перегородчатых эмалях и многом-многом другом нам с друзьями чрезвычайно интересно рассказывали Анна Егорова и Мария Меньшикова. 

Collapse )
dead candle

"Полет" в древность

После больших публичных лекций - всегда бессонница.
Приходишь домой, а в уме снова и снова прокручиваются эпизоды рассказанной истории, которая вот уже несколько часов живет вне тебя - в сознании слушателей или в записи. 

Наверное, поэтому я и не люблю читать лекции в ВУЗах. Не люблю конвейер, не люблю тратить на него свое время. Мне интересны штучные "вещи", в которые вкладываешь всё свое существо, всю свою способность быть "переводчиком" между тем миром и этим. 

И каждый раз, с одной стороны, внутренний цензор спрашивает о том, не исказил ли ты, не испортил ли то, что должен был передать, а с другой, - ты снова и снова "бродишь" по тем местам, о которых говорил, а потому - призрачные дворы ночного храма Исиды на острове Филе или трещины на каменном теле статуй долго будоражат сознание. 

Сегодня открывая лекцию, случайно обронил фразу о том, что прошу перевести звук телефонов в режим "в полете", чтобы не мешали нам "лететь" в древность. Сказал случайно, а потом, запомнив, задумался. А ведь и вправду без этого полета, переживания невероятной красоты древних памятников и глубины запечатленных смыслов, той самой, правильной лекции не будет. При всей её научности и точном следовании египетскому материалу. Просто, наверное, потому, что лекция о наследии человечества не может быть бесчеловечной и лишенной эмоций. Она не вызовет отклика в душе слушателя и останется бесплодной, а значит, - задача не будет выполнена. 

Collapse )
dead candle

Созвучная поступь, или Год почти позади

Еще пара дней – и позади окажется удивительный год.
Невероятно яркий, красочный, болезненно противоречивый. С одной стороны, в нем было очень много прекрасных моментов. Чего только стоит взгляд на подлинные памятники из гробницы Тутанхамона без стекла, прикосновения к царским опахалам и колеснице, колодец Исиды в Библе и храм матери богов, потрясающие древние памятники, которые мне приносили на экспертизу и удивительные встречи в разных частях мира. Удалось сделать великолепные выставки, прочитать лекции на трех языках, издать книги, обрести близких и родных людей в других частях света.

Особенный аромат этого года – от возможности общения с бронзовыми и фаянсовыми свидетелями времени, древнеегипетскими памятниками из собрания генерала-майора авиации СССР Андрея Борисовича Юмашева и его супруги – Киры Семёновны Володиной, той, что перевела на русский важнейшие труды великого Андре Мальро. А ещё – маски и керамика из собрания Ивана Яковлевича Билибина, подлинные древности из коллекции киевского врача, работавшего в Египте, в миссии первого русского египтолога Владимира Семёновича Голенищева. Все они – свидетели, победившие время. Прикосновение к ним – бесценно.

С другой стороны – это был прозрачный год. Многие показали то, что давно держали внутри себя. Было много черной неблагодарности, подлости и банальной человеческой глупости.

Collapse )
myself

Диалог

 

Меня часто спрашивают, почему на "египетских" фотографиях я редко улыбаюсь.

Всё просто: в эти мгновения я больше "там", нежели "здесь". Эти мгновения драгоценны и требуют полной отдачи "туда". Нужно напрячься, "приглушить" то, что тебя окружает, тонко-тонко поймать нужную "волну радиоприемника", чтобы не мешали посторонние звуки. 

Если правильно настроиться, то диалогу не помешают ни толпы туристов в Египетском музее в Каире, ни погонщики верблюдов в Гизе. Они остаются как бы за кадром, вне твоей внутренней беседы с тем, что так дорого.

Впрочем, пару раз меня все-таки "вытаскивали" оттуда своей навязчивостью, но потом мало уж точно не было )) испепелить на месте могу ))

У любимого саркофага царицы Яхмес-Меритамон.

16 в. до н.э. Каир, Египетский музей.

Спасибо за фото - Сергей Куприянов 

sand

Спасшие Пальмиру

Сегодня получил потрясающий опыт, когда вел круглый стол, посвященый роли России в сохранении культурного наследия Ближнего Востока. Я много чего вел и организовывал в своей жизни, однако тут исключительная ситуация: это большая честь сидеть рядом с ребятами, которые собственными руками выносили неразорвавшуюся авиационную бомбу из подвалов пальмирского музея, которые шаг за шагом разминировали великий древний город, всего около 500 гектаров (!), которые по ходу разминирования складывали в группы фрагменты разбитых террористами ликов древних статуй, чтобы их проще было реставрировать, которые невозможно скромны, но при этом так харизматичны и искренни.

Мы все в детстве читали книги о подвиге участников Великой Отечественной войны. А тут - подвиг не меньший, но при этом его совершил просто твой соотечественник, душевный и простой, который в ответ на твои признания обывателя опускает глаза и все повторяет: "это просто моя работа".

Потрясающие мужики! Своими руками спасающие наследие для будущего и творящие историю.
Подполковник Круподеров Роман Николаевич, майор Поцелуйкин Роман Васильевич, сержант Нечаев Вячеслав Георгиевич, рядовой Солдатов Артем Александрович.
Международный противоминный центр вооруженных сил России.

Из разговора после стола: "а я не сел в кабину, я лег в кузов рядом с бомбой, обнял ее, и стал держать, чтобы не качнулась и не рванула от тряски"

Ответ на вопрос "а не страшно?": "страшно интересно!"

Collapse )
sand

О раме одного зеркала, или Соединение миров

Поделюсь радостью. Реализовалась моя старинная задумка. Я лет двадцать как хотел заказать раму для зеркала в холл в египетском стиле, но такую, чтобы она была исключительной во всех смыслах.
За основу хотелось взять т.н. "ложную дверь" - архитектурный элемент египетских храмов и гробниц, своеобразные ворота между нашим миром и миром иным.Памятников такого рода до нас дошло море. Однако и тут мне хотелось взять очень редкий, малоизвестный оригинал - сильно поврежденную "ложную дверь" из фиванской гробницы Аменхотепа Сурера, 14 в. до н.э. Она очень интересна тем, что в ней проход сторожат две священные кошки.
В итоге, на основе британской прорисовки оригинала по моей просьбе замечательный художник Алексей Точидловский сделал великолепный графический проект рамы с доработкой деталей.
Спасибо Александру Емельянову за то, что порекомендовал потрясающего мастера - петербуржца Павла Мунтиева, который взялся за эту работу. 

Collapse )
sand

Выходные ))

Оранжевая тарелочка летит, пытаясь скрыться, а ты ей вслед называешь какое-нибудь славное имечко, прицеливаешься и...
Некоторым тарелочкам не повезло... Посмотрим, сработает ли симпатическая магия )))

Спасибо, друзья, за отменный отдых!

goldenface

И вновь в Долине царей.

И вновь в Долине царей.

Погребальная камера женщины-фараона Таусерт. На стене - ночная форма бога Солнца, как Ба (условно - душа) Предвечного божества.
12 в. до н.э.

Спасибо за фото Сергею Куприянову

myself

41

В катакомбах священных животных бога мудрости Тота в Туна эль-Гебель.
Это к тому, что день рождения может быть совершенно нестандартным )))
В руках - мумия ибиса II в. до н.э.

Спасибо за фото Андрею Плаксину